Прошло четверть века с тех пор, как китайская автомобильная компания Chery Automobile открыла свои двери, и за это время она прошла большой путь. Сейчас они являются одними из самых конкурентоспособных игроков на российском автомобильном рынке. Модельный ряд Chery постоянно обновляется и расширяется, начал процветать премиальный бренд Exeed. Кроме того, в нашей стране готовятся к запуску Omoda и Jetour. В этой статье мы расскажем о том, как начиналась компания Chery и как далеко она продвинулась.
Chery — китайская автомобильная компания
В 1997 году в городе Уху провинции Аньхой была основана китайская автомобилестроительная компания Chery — результат резкого роста промышленности и населения страны. Название «Chery» происходит от китайского слова «Qirui», которое можно перевести как «очень удачливый» или «особо одаренный». В английском языке это слово ассоциируется со словами «cherry» и «cheery». Изначально компания была создана только для производства двигателей и комплектующих для автомобилей, но со временем она стала полноценным автопроизводителем.
В декабре 1999 года с конвейера сошел первый автомобиль, выпущенный компанией. Этот автомобиль — скандальный и многоликий лифтбек Fengyun — имел множество названий: «Fulwin», «Windcloud», «Flagcloud», «A11», «A168», «Qiyun», «Viana», «Cowin 2», а в России — «Chery Amulet» и «Vortex Corda».
Фэнъюнь и его разновидности
Fengyun был свободным клоном испанского Seat Toledo первого поколения, разработанного в конце 1980-х — начале 1990-х годов, которому на момент начала производства Chery было уже 10 лет. Китайский автомобиль, отличавшийся простым дизайном от итальянского маэстро Джорджетто Джуджаро, а также удачной компоновкой с вместительным салоном и огромным багажником, пользовался большой популярностью. Cowin 2, выпускавшийся до 2016 года, был еще одним бюджетным китайским автомобилем, который мог бы оставаться в производстве еще дольше, если бы спрос на него не снизился из-за появления новых, более привлекательных вариантов в той же ценовой категории.
Недостаточная безопасность Chery Amulet
В 2006–2008 гг. автомобиль Chery Amulet выпускался калининградским заводом «Автотор». В 2007 году автомобиль Amulet провалил краш-тест, проведенный газетой «Авторевю»,— результаты оказались настолько плохими, что многие после этого не стали его покупать.
Несмотря на низкую безопасность и коррозионную стойкость, Chery Amulet пережил возрождение в России и в 2010–2012 гг. выпускался на ТагАЗе под названием Vortex Corda. Бренд Vortex был создан специально для Российской Федерации, и под ним на Таганрогском заводе выпускались седан Estina (переименованный в Chery Fora) и кроссовер Tingo (Chery Tiggo).
Из трех ведущих моделей Vortex наименьшим спросом пользовался лифтбек Corda — стало очевидно, что этой модели нечего предложить российскому рынку.
Большой хит Chery
На рубеже прошлого десятилетия хитом продаж компании Chery стал кроссовер Tiggo — клон Toyota RAV4 второго поколения в пятидверном кузове. Он пережил несколько обновлений и смен названий (Tiggo FL, Tiggo 3, Vortex Tingo). Для многих россиян это был первый доступный кроссовер — цена делала его неотразимым, и модель ушла с рынка только в 2020 году, когда Chery вступила в новую технологическую эру.
Два новых кроссовера Chery: Обновленный российский рынок
В 2019 году в России появились два новых кроссовера Chery: субкомпактный Tiggo 4 и компактный Tiggo 7. Эти автомобили заметно и положительно улучшили свои потребительские качества по сравнению с предыдущими моделями китайской марки: автомобили и выглядят, и ездят вполне достойно, имея лишь незначительные недостатки.
Благодаря этому новому успеху произошел массовый переход владельцев автомобилей корейских, японских и европейских марок на Chery. Стремительный посткризисный рост продаж наблюдался и у российских дилеров Chery: в 2021 году было продано 37 118 автомобилей против 18 139 до 2014 года. Что еще более впечатляет, это существенный рост по сравнению с 2019 (6 358 проданных единиц) и 2020 годами (11 452 единицы).
В 2020 году компания Chery пришла в Россию со своим высококлассным брендом Exeed (который существует в Китае с 2018 года). Первоначально в нашей стране он был известен как Cheryexeed, однако к концу лета прошлого года вернулся к своему оригинальному китайскому названию — Exeed. Теперь эти автомобили продаются через собственные дилерские сети и представлены на российских потребительских сайтах Chery и Exeed, которые теперь отличаются друг от друга.
Бум китайской роскоши в России
Спрос на китайскую роскошь в России и так был очевиден, а геополитические события февраля этого года только усилили его. В то время как европейские, американские и японские бренды премиум-класса стали покидать нашу страну, обеспеченные люди стали обращать больше внимания на дорогостоящую китайскую продукцию. Компания Chery быстро смекнула, что можно добавить пару китайских брендов на стремительно сокращающийся российский рынок. В конце этого года ожидается появление первого из них — марки Omoda (в Китае это просто сборник моделей Chery, таких как Arrizo и Tiggo). Ее называют «высоким средним классом» между Chery и Exeed. Кроме того, по слухам, для российского рынка готовится и молодежный бренд Jetour.
Jetour: успешный китайский бренд
Jetour — это китайский бренд, запущенный в 2018 году и добившийся большого успеха. Благодаря молодежному дизайну и конкурентоспособным ценам Jetour продал более 130 тыс. автомобилей в 2019 году и 150 тыс. в 2021 году. Несмотря на успех, компания Chery все еще хочет переформатировать Jetour, чтобы не отставать от конкурентов.
Однако не все бренды, созданные Chery, оказались столь же успешными. Компании Rely, Riich и Karry были запущены в 2009 г., но из-за неправильного позиционирования и нехватки ресурсов в 2012 г. компании Rely и Riich были вынуждены прекратить свою деятельность. Компания Karry продолжает существовать, но теперь она выпускает в основном недорогие легкие грузовики и микроавтобусы.
QOROS: китайско-израильское автомобильное предприятие
В 2007 г. израильская корпорация Chery и ее подразделение Kenon объединили усилия для создания новой автомобильной компании с глобальными амбициями. Получив название CQAC (Chery Quantum Automotive Corporation), через четыре года они переименовали свое предприятие и будущий автомобильный бренд в более приятное на слух «Qoros».
Модель Qoros 3 была представлена на Женевском автосалоне 2013 г. и получила высокую оценку прессы и потенциальных покупателей за европейский дизайн. Она также получила 5-звездочный рейтинг безопасности Euro NCAP, но в итоге проект так и не был реализован.
Борьба Qoros
Qoros с трудом удалось быстро развить дилерскую сеть в Европе, было продано всего несколько десятков автомобилей. Сборка автомобилей производилась в китайском городе Чанша, и продажи даже в родной стране были невысокими. В 2014 году компания Chery приняла решение о создании нового дочернего предприятия Cowin Auto, ориентированного на наиболее бедных молодых людей в небольших городах Китая.
Бренд Cowin будет реформирован
Нынешняя коллекция Cowin представляет собой слегка доработанные версии моделей Chery. К сожалению, они плохо продаются, поэтому было объявлено о переформатировании марки Cowin. Различия между моделями Chery и Cowin будут более четкими, а с 2024 года в линейку Cowin войдут модели с полностью оригинальным дизайном от бельгийского дизайнера Лоуи Вермерша, ранее работавшего в ателье Pininfarina. Что получится из переформатирования, пока неизвестно.
Chery и британская фирма сотрудничают
В 2012 году Chery Automobile и британская компания Jaguar Land Rover (принадлежит индийской Tata Motors) создали совместное предприятие по производству британских автомобилей в Китае. К 2014 году производство было запущено. Хотя Chery не принимает участия в управлении предприятием, сотрудничество с престижным брендом положительно сказывается на имидже китайской компании.
Неудачные попытки Chery выйти на рынок США
В 2007 г. компания Chery попыталась выйти на американский рынок через партнерство с Chrysler, намереваясь выпускать субкомпактные автомобили A1/Kimo под маркой Dodge. Однако от этого плана быстро отказались (якобы из-за низкого качества китайских автомобилей). В 2019 году калифорнийская компания HAAH Automotive Holdings попыталась вывести Chery в США, производя и продавая свои модели Exeed под брендом Vantas и кроссоверы Chery под маркой T-GO, но эта попытка сорвалась — якобы из-за пандемии COVID-19 и чрезмерной амбициозности руководства HAAH. Однако в этом году начались поставки автомобилей Chery в Мексику — это часть Северной Америки, где они продаются под маркой Chirey.
Chery: Растущий игрок на рынке электромобилей в Китае
Несмотря на отсутствие мощных и дальнобойных автомобилей уровня Tesla, компании Chery удалось завоевать значительную долю китайского рынка электромобилей. По данным CleanTechnica, ее доля составляет 4,8%, что делает ее четвертым по величине игроком после BYD (26,9%), SAIC (13,4%) и Tesla (8,3%).
Такого успеха Chery удалось достичь благодаря своим небольшим и более дешевым электромобилям, таким как eQ1 (проданный в Китае в первой половине 2020 года в количестве 46 914 единиц) и QQ Ice Cream (проданный в 2019 году в количестве 54 097 единиц).
Перефразирование
Возвращаясь к России, отметим, что после падения ТагАЗа Chery перенесла сборку своих автомобилей на черкесское предприятие «Дервейс». Позже, после его закрытия, она ненадолго переместилась на калининградский «Автотор». Несмотря на то, что идея создания независимого завода Chery в стране поднималась неоднократно, его до сих пор нет. В августе появился еще один «этап», однако потребность в местном производстве не решается компанией Chery. В настоящее время она прекрасно справляется с экспортом из Китая.