Автомобильный бренд ГАЗ

Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) — один из ведущих поставщиков грузовых автомобилей, микроавтобусов, силовых агрегатов и спецтехники. И, конечно, он имеет долгую и благополучную историю. Под этой маркой выпускаются и легковые автомобили.

Начало ГАЗа

В 1932 году был создан Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова. Молотова был создан. Это стало результатом договоренности между компанией Ford Motor Company и Высшим экономическим советом СССР. Соглашение предусматривало предоставление американской стороной технической помощи для производства грузовых и легковых автомобилей. Для этих целей были выбраны модели Ford-AA и Ford A. 1 января завод начал работу, а уже в следующем месяце был выпущен первый грузовик ГАЗ АА. К декабрю завод выпускал 5-местный легковой автомобиль А. Это положило начало марке ГАЗ.

Рассвет истории: 1932–1936

В 1933 году на автомобильном заводе ГАЗ (Нижний Новгород) был выпущен первый автобус, вышедший на дороги под названием ГАЗ-03–30. Эта модель вмещала до 17 пассажиров. Конструкция состояла из деревянного каркаса, усиленного деревометаллической обшивкой. Несмотря на то, что конструкция была достаточно хрупкой, в итоге она стала самым распространенным автобусом довоенного и послевоенного периодов.

100 000-й автомобиль ГАЗ-А

Через два года после открытия Горьковского автомобильного завода был собран 100 000-й автомобиль ГАЗ-А. 17 апреля 1935 года в Музее истории ГАЗа отметили это знаменательное событие. В соответствии с условиями договора с США, отечественному производителю была оказана пятилетняя поддержка. Это повлекло за собой перенос документации на модель 1933 года. Несмотря на то, что иномарка плохо подходила для СССР, она была изменена и адаптирована под нужды советских граждан. В частности, были заменены поперечные рессоры на две пары продольных, а также увеличена мощность 4-цилиндрового двигателя на 50 л. с.

Четырехдверный седан ГАЗ-М-1

Четырехдверный седан ГАЗ-М-1 в народе ласково называли «Эмкой». Этот легковой автомобиль был самым популярным в довоенном государстве и породил несколько модификаций. Среди них были фаэтон с полным приводом и внедорожник с кузовом типа седан.

ГАЗ-64: Значимый ресурс для солдат в годы Великой Отечественной войны

ГАЗ-64 — полноприводный военный внедорожник, выпускавшийся до Великой Отечественной войны. Он был незаменим для солдат, а предсерийный экземпляр появился в 1941 году.

Преимущества ГАЗ-64

ГАЗ-64 обладал рядом преимуществ, которые делали его незаменимым для солдат. К ним относятся:

  • Отсутствие дверей, что позволяет быстро покинуть автомобиль.
  • Укороченная на 755 мм база, исключающая необходимость в карданном вале.

Производство ГАЗ-64 1941–1943 гг.

С 1941 по 1943 год Горьковский завод выпускал не только армейскую технику, но и танки. Имеются данные о выпуске серии плавающих танков Т-38, хотя их было изготовлено всего 35. После опытной эксплуатации, когда танки испытывались в реальных боевых условиях, был создан усовершенствованный вариант, получивший название «Танк Молотова». Несмотря на достигнутые успехи, осенью 1941 года было принято решение о прекращении разработок в этой области.

Приспособление завода ГАЗ к военному времени

В связи с началом войны ГАЗу пришлось изменить свою направленность на удовлетворение военных потребностей. Основным видом продукции стали танки. В октябре был разработан Т-60, вскоре за ним последовал усиленный Т-70. В декабре 1942 года был выпущен двухместный танк Т-80. Кроме того, на Горьковском автозаводе создавались самоходные артиллерийские установки типа СУ-76 с двигателем ГАЗ, а также минометы и другое вооружение.

БА-64 и ГАЗ-64

В 1942 году был собран бронеавтомобиль БА-64, прототипом которого послужил автомобиль ГАЗ-64. В. А. Грачев, его создатель, получил в награду Сталинскую премию. Через год модельный ряд ГАЗа был расширен за счет внедорожника ГАЗ-67Б.

Атака и восстановление

Во время войны завод ГАЗ стал объектом нападения воюющих сторон, его стены неоднократно подвергались бомбардировкам. Большинство его частей было разрушено, но некоторые остались целыми. Для восстановления завода 35 000 человек работали по 20 часов в сутки, и за 100 дней он был полностью отремонтирован. Несмотря на эти усилия, производство грузовиков ГАЗ-ААА пришлось остановить, а также прекратить выпуск БА-64 и других моделей. В знак признания их подвига завод был награжден орденами Отечественной войны I степени, Ленина и Красного Знамени.

Переориентация стратегии ГАЗа

После войны ГАЗу предстояло определить новый путь развития. Администрация решила расширить модельный ряд, что привело к выпуску в 1946 году автомобиля «Победа» М-20 ГАЗ. Вслед за ним был выпущен снегоход, а затем и небольшой грузовик ГАЗ-51, способный перевозить до 2,5 т груза. Производство ГАЗ-69 продолжалось с 1952 по 1972 год.

Рабочий

Через два года после выпуска ГАЗ-63 производитель выпустил ГАЗ-69, получивший прозвище «Рабочий». Он был доступен в продаже с 1953 по 1956 год, а затем отправился на завод УАЗ. Эта модель внесла огромный вклад в мировой автопром. Ее модификации экспортировались в общей сложности в 56 стран мира, причем Румыния и Северная Корея смогли получить инструкцию по сборке.

Зимний выпуск: 1948–1960

В 1950 году был выпущен всемирно известный ZIM с салоном, рассчитанным на шесть человек. Длина седана составляла 5530 мм, колесная база — 3200 мм, что обеспечивало просторный салон, идеально подходящий для высокопоставленных лиц и чиновников. Лишь немногие могли приобрести этот автомобиль для личного пользования. ЗИМ стал первым автомобилем такого класса с трехрядной компоновкой сидений, не имевшим аналогов в мире. Стоит упомянуть и о гениальном инженерном решении, воплощенном в гидромеханической трансмиссии, которая позволяла легко заводить автомобиль.

ГАЗ-21 «Волга»: 1956–1970 гг.

Культовый автомобиль ГАЗ-21 «Волга» был создан в результате необходимости модернизации устаревшей конструкции «Победы». Она оснащалась мощным двигателем с клиновидной камерой сгорания, развивавшим до 70 л. с., что позволяло автомобилю развивать скорость до 130 км/ч. Со временем «Волга» получила множество модификаций кузова, и началось ее производство на экспорт. Автомобиль также получил место в автопарке скорой помощи.

GAZ-13: 1959–1981

В конце 50-х годов у ГАЗа появился новый фаворит в виде ГАЗ-13, или «Чайки». Он был рассчитан на семь пассажиров, а внешне больше напоминал американские модели. Он оснащался внушительным двигателем V-8 мощностью 195 л. с., гидроусилителем руля, четырехкамерным карбюратором и гидромеханической коробкой передач. Кроме того, автомобиль обладал роскошным для того времени оснащением: стеклоподъемниками с электроприводом, различными кнопками управления, омывателем лобового стекла, радиоприемником, противотуманными фарами и т. д. Автомобиль выпускался в двух вариантах кузова: лимузин и кабриолет.

ГАЗ-2102 Производство: 1981–2009

На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году Горьковский автомобильный завод был удостоен Гран-при за автомобили «Волга», «Чайка» и ГАЗ-52 (грузовой). Именно в этом году И. И. И. Киселев вступил в должность руководителя и проработал на этом посту 25 лет. За время работы ему удалось создать специализированные заводы, благодаря которым Горьковский автомобильный завод стал одним из самых процветающих производственных предприятий той эпохи.

Значительное продвижение вперед

За время его работы был достигнут колоссальный прогресс. Было выпущено множество модернизированных автомобилей, таких как известные модели ГАЗ с индексами 52, 53А и 66. В частности, модель 66 была уникальна по своим улучшенным эксплуатационным характеристикам.

Беспрецедентный прогресс

В 1970 году был сделан большой шаг вперед — выпущен ГАЗ-24. Он оснащался 98-сильным двигателем, способным разгонять «Волгу» до 140 км/ч. Кроме того, седан отличался большим багажником, просторным салоном и удобной системой управления.

Модернизация ГАЗ-14 «Чайка»

Руководство ГАЗа не перестает вкладывать средства в совершенствование ГАЗ-14 «Чайка». К концу 1979 года было выпущено третье поколение «Чайки». Несмотря на сохранение семиместной компоновки сидений, она получила новые технические характеристики. V-образный 8-цилиндровый двигатель мощностью 220 л. с. позволил увеличить максимальную скорость до 175 км/ч. В 1980 году был создан новый четырехцилиндровый двигатель ЗМЗ-406. Он стал основой автомобилей ГАЗ и УАЗ, а затем трансформировался в ЗМЗ-409, который в настоящее время устанавливается на современные автомобили.

ГАЗ: эволюционирующий производитель

ГАЗ стремится стать ведущим производителем автомобилей, работающих на дизельном топливе. Для достижения этой цели в 1984 году был выпущен автомобиль ГАЗ-4301. Он оснащен дизельным двигателем, системой охлаждения и другими характеристиками.

Впоследствии была выпущена «Волга» ГАЗ-3102, отличавшаяся новым интерьером, экстерьером, приборной панелью и тормозной системой. Эта версия стала широко использоваться в качестве автомобиля для советской номенклатуры.

Производство современных автомобилей (1992 — настоящее время)

После распада СССР у руля ГАЗа всталN. A. Пугин, должность которого в связи с изменением статуса компании была обозначена как «президент».

В 1992 году компания получила статус ОАО, и ее основной задачей стало производство легковых автомобилей. В связи с этим был выпущен автомобильГАЗ-31029с новым дизайном и измененной задней частью.

Газель: знаменательное вступление

В 1994 году на свет появился автомобиль «Газель» в его современном виде. Этот автомобиль быстро стал «донором» для всей семьи и имел очень мало аналогов в странах СНГ. Первые 11 лет его производства были самыми успешными. Кроме того, ГАЗ не захотел отказываться от своей любимой «Волги», которая была возрождена в 1997 году. В Австрии была приобретена лицензия фирмы Steyr, что позволило выпускать дизельные двигатели для легковых и грузовых автомобилей, а также микроавтобусов.

2000: Переломный момент в истории ГАЗа

Контрольный пакет акций компании был приобретен «Базовым элементом», что привело к ее переходу в холдинг «РусПромАвто». Через пять лет был проведен ребрендинг, и компания стала называться «Группа ГАЗ». Это событие оказало положительное влияние на компанию, так как было сформировано новое руководство, а приоритетным направлением стало производство коммерческих автомобилей и двигателей Е-класса и ЗМЗ.

Приобретение «Группой ГАЗ» компании LDV Group

В 2008 году «Группа ГАЗ» намеревалась приобрести британскую LDV Group, производителя фургонов Maxus. Однако, к сожалению, проект оказался неудачным и просуществовал всего один год. Это была попытка возродить «Волгу», в результате которой в 2008 году на автомобильном заводе DaimlerChrysler была создана «Волга Сайбер». Тем не менее, низкий спрос привел к тому, что через два года выпуск автомобиля был прекращен. До этого в 2005 году был представлен ГАЗ-31105, производство которого завершилось в 2009 году.

Переломный момент в 2010 году

В 2010 году произошло событие, ознаменовавшее собой начало нового этапа — российский автопроизводитель начал выпуск Mercedes-Benz Sprinter в сотрудничестве с концерном Daimler. Вскоре после этого была выпущена надежная, комфортная и безопасная «Газель-Бизнес», и стало ясно, что она обречена на успех. Затем последовал дебют двигателя ЗМЗ и газобаллонного оборудования.

Reimagined

В 11-м году было заключено соглашение с GM о сборке нового автомобиля Chevy Aveo. После этого Volkswagen Group дал добро на сборку на ГАЗе нескольких моделей, таких как Yeti, Octavia и Jetta, с производственной мощностью 110 тыс. автомобилей в год. В 2014 году на смену модели 3309 пришло пятое поколение «Газона Next». Он получил просторную и эргономичную кабину, как и Газель Next. В качестве двигателя использовался либо турбированный дизель объемом 3,7 л и мощностью 153 л. с., либо российский ЯМЗ-5344–20 объемом 4,4 л и мощностью 149 л. с. Сейчас на российском рынке представлен широкий выбор автомобилей бизнес-класса, включая популярный Соболь 4×4, известный также как Баргузин, с аналогичными двигателями.

Автомобили