Впервые гидрокомпенсаторы появились в 1930-х годах на автомобилях Cadillac. Только в последующие десятилетия «гидрики» приобрели популярность — во многом благодаря подъему японского автопрома. Автомобильные двигатели, в которых использовались эти гидравлические компоненты, были сложнее по конструкции, но гораздо проще в обслуживании. Кроме того, была усовершенствована система газораспределения.
Гидрокомпенсатор
Гидрокомпенсатор — это устройство, используемое в двигателе внутреннего сгорания для управления тепловым пространством клапана. Раньше его приходилось регулировать вручную в определенные моменты времени. Но с появлением гидрокомпенсаторов необходимость в ручной регулировке отпала, поскольку они работают автономно.
Причины, по которым необходимо иметь гидрокомпенсатор
В четырехтактном двигателе внутреннего сгорания впускные и выпускные клапаны отвечают за поступление топливно-воздушной смеси в цилиндры и выпуск отработавших газов. Для открытия клапанов на распределительном валу установлены кулачки, которые прижимают клапаны внутрь. Между кулачком и открывающейся частью имеется небольшой зазор — он называется тепловым и служит для того, чтобы постоянный нагрев металла в процессе работы двигателя не привел к его расширению. Этот зазор обычно заранее задается производителем и измеряется десятыми долями миллиметра, что делает его незаметным для невооруженного глаза.
Преимущества гидравлического компенсатора
Гидравлический компенсатор облегчает обслуживание двигателя, избавляя его от необходимости регулярной ручной регулировки. Кроме того, он позволяет автоматически регулировать зазор между закрывающимся клапаном и камерой сгорания, не допуская его слишком большого или маленького значения. При слишком малом зазоре клапан не сможет герметично закрыть камеру, а при слишком большом — клапан не откроется вовремя или откроется частично, снизив способность цилиндров всасывать топливно-воздушную смесь.
Преимущества гидрокомпенсаторов
-
Двигатели внутреннего сгорания работают с пониженным уровнем шума;
-
Регулировка зазоров за счет естественного износа деталей;
-
Увеличение срока службы всего агрегата.
Конструкция гидрокомпенсаторов
В целом их конструкция одинакова. Однако их расположение зависит от того, какой двигатель — с одним верхним распределительным валом (SOHC) или с двумя верхними распределительными валами (DOHC). В первом случае они устанавливаются в гнездах коромысел клапанов, а во втором — в гнездах головки блока цилиндров.
Работа гидрокомпенсатора
Гидрокомпенсатор (или просто «гидро») представляет собой небольшой гидроцилиндр, состоящий из плунжера, втулок плунжера, пружин плунжерного клапана, шарика (плунжерного клапана) и масляных каналов. Плунжер является центральным компонентом компенсатора. Когда масло проходит через шаровой клапан, оно поступает в расположенную под ним камеру, а при заполнении пространства клапан закрывается под действием давления пружины.
Результат
Когда кулачок распределительного вала достигает рабочей поверхности гидрокомпенсатора, возникающее давление приводит к фиксации клапана. Таким образом, усилие распределительного вала передается на гидрокомпенсатор, который впоследствии открывает клапан. По мере работы двигателя количество масла, заполняющего плунжер, автоматически изменяется, что позволяет регулировать тепловой зазор.
Причины стука гидрокомпенсатора
При работе гидрокомпенсатора может возникать стук, похожий на стрекот. Однако наличие таких звуков не обязательно означает, что неисправен сам гидротолкатель.
Причины стука в «холодном» компенсаторе
- Загрязнение каналов гидрокомпенсатора. При нагреве масло становится более жидким и легче проходит по каналам, поэтому через некоторое время шум может исчезнуть.
Причины стука при нагреве
-
Как правило, причиной стука является нечистое или некачественное масло, которое устраняется после замены старого смазочного материала на свежий.
-
Если смазочный материал гуще, чем рекомендует производитель, это может привести к появлению стука.
-
Причиной может быть также износ клапана гидрокомпенсатора, в результате чего шаровой механизм должен стравливать масло.
-
Неисправность масляного насоса может привести к снижению давления в системе смазки.
Проверка гидрокомпенсатора
Чтобы определить неисправность гидрокомпенсатора, прислушайтесь к высокочастотному звуку, похожему на стрекот, исходящему из верхней части двигателя. Этот звук может быть плохо слышен в салоне, особенно если автомобиль имеет хорошую звукоизоляцию.
Причины
Причиной неисправности гидрокомпенсатора может быть любой из перечисленных факторов: — Слишком много или слишком мало масла в картере двигателя — Износ гидрокомпенсатора
Чрезмерный шум? Проверьте уровень масла
Как правило, громкие звуки со временем усиливаются — от слабого шелеста до громкого лязга. Если громкий звук появился внезапно, следует проверить уровень масла — возможно, он слишком низкий, и первыми об этом узнают гидрокомпенсаторы.
Также рекомендуется осмотреть поддон двигателя — возможно, при езде по бездорожью произошел удар по картеру, в результате чего маслоприемник не функционирует должным образом.
Грохот после замены масла
Вполне возможно, что стук после замены масла был вызван использованием некачественного смазочного материала.
Стук гидрокомпенсатора
Для устранения стука гидрокомпенсатора часто требуется замена масла и фильтра. Если это не помогло, то, возможно, потребуется замена гидрокомпенсаторов. Если владелец постоянно задерживает замену масла, возможно, следует заменить масляный насос или прочистить магистрали двигателя.
Стук под клапанной крышкой
Если при работающем двигателе из-под клапанной крышки доносится легкий стук, можно некоторое время поездить на автомобиле. Но затягивать с поездкой к механику не стоит. Неисправность гидрокомпенсатора может привести к выходу из строя системы газораспределения и/или головки блока цилиндров.
Предотвращение поломки
Чтобы избежать поломки гидрокомпенсатора, важно как можно раньше запланировать его техническое обслуживание и ремонт. Регулярные осмотры и профилактические работы помогут предотвратить возникновение проблем и обеспечить бесперебойную работу двигателя.
Регулярное техническое обслуживание гидрокомпенсаторов
Для предотвращения сбоев в работе гидрокомпенсаторов необходимо соблюдать общие правила замены масла, предусмотренные производителем. Обычно это делается ежегодно, но в некоторых случаях интервал может быть сокращен, например, перед длительной поездкой или в сложных условиях, при большой нагрузке и т. д. Нет необходимости постоянно заменять гидрокомпенсаторы. В среднем при бережной эксплуатации эти компоненты могут прослужить около 200 000 км.