Как рассчитать расход топлива

Цены на топливо постоянно растут, что становится неприятной реальностью для российских водителей. Многие покупатели автомобилей считают расход топлива важным фактором при выборе автомобиля. Вот как можно самостоятельно рассчитать расход топлива и ездить экономно.

  1. Определите количество израсходованного топлива.

  2. Разделите это количество на количество пройденных километров.

  3. Умножьте полученный результат на 100.

Полученное число — это количество топлива, израсходованного на 100 км.

Расчет расхода топлива

Не имея специальных инструментов, нельзя гарантировать такую же точность, как при измерении расхода топлива в аптеке. Однако обычному автовладельцу вполне достаточно определить количество сжигаемого топлива по пробегу с учетом погрешности до 0,1–0,2 л на 100 км.

Расчет среднего расхода топлива

Чтобы узнать средний расход топлива, необходимо выполнить несколько шагов:

  1. Заехать на заправочную станцию и заполнить бак до краев.

  2. После этого сбросьте показания одометра или запишите текущее показание.

  3. Ездите до тех пор, пока запас топлива не подойдет почти к концу, что повысит точность расчета.

Расчет расхода топлива

Для получения данных о расходе топлива автомобиля необходимо сначала измерить пройденный им километраж. Затем вернитесь на ту же АЗС и залейте топливо в бак автомобиля до максимума. После этого запишите, сколько топлива было добавлено. Наконец, с помощью калькулятора вычислите расход топлива, который определяется по формуле: Расход (л/100 км) = (Объем второй заправки/Пробег) × 100. В качестве примера, если автомобиль проехал 690 км и в бак было залито 65 л топлива, то норма расхода рассчитывается следующим образом:

Расчет расхода топлива

Расход топлива определяется путем деления количества использованных литров топлива (65) на общее количество пройденных километров (690). В результате получается 9,42 л/100 км.

Проблемный характер данного метода

Однако у этого метода есть и недостаток. При попытке определить состояние «до полного» возникают проблемы, связанные с конструкцией топливного бака автомобиля и заправочных станций. Водители хорошо знакомы с тем, что после отключения топливного насоса в топливном баке часто остается свободное место — иногда несколько литров.

Если бы в исходном примере автомобиль израсходовал не 65, а 67 литров, то средний расход топлива составил бы 9,71 л/100 км.

Повышение точности вычислений

Для повышения точности вычислений можно использовать два подхода.

Заправка вручную

Во-первых, водители могут заправлять свои автомобили вручную, не пользуясь заправочными станциями. При этом необходимо внимательно следить за баком, дважды заполняя его до краев и измеряя емкость топлива.

Измерение длительности

В качестве альтернативы точность можно повысить за счет увеличения продолжительности измерения. Заполните и опустошите бак несколько раз, фиксируя каждый раз количество закачанного бензина. После этого определите средний расход, разделив общее количество израсходованного топлива на общий пробег.

Рассчитать потребление с точностью

Для более точного расчета расхода топлива лучше всего сделать два замера: один в условиях городского движения, другой — на трассе. Благодаря большому пробегу и многократным заездам на АЗС погрешности указателя уровня топлива будут минимальными. Это позволит не только оценить различные режимы использования автомобиля (которые дадут разные результаты), но и получить представление о собственном расходе в «смешанном цикле». Для этого достаточно оценить долю поездок по городу и пригороду.

Расчет затрат

Для расчета расходов применяется простая формула: Средний расход = (Расход в городе * км в городе + Расход на трассе * км за городом) / Общий пробег

Пример

Например, при поездке на работу Вы проезжаете 25 км по городу и еще 15 км по дорогам и проспектам. Расход топлива в городе составляет 10,5 л/100 км, а за городом — 8 л/100 км. Следовательно, в вашем «смешанном цикле» автомобиль будет расходовать = ( 10,5 × 15 + 8 × 25) / 40 = 8,94 л/100 км.

Расчет расхода топлива

Когда владельцы рассчитывают расход топлива своего автомобиля, он часто отличается от заявленного производителем. Это вполне объяснимо, поскольку при измерениях на заводах и в лабораториях используется единый международный стандарт с идеальными дорожными условиями, что обеспечивает единообразие сравнений. Такой метод не учитывает внешние факторы, такие как погода, дорожная обстановка, рельеф местности.

Техническая исправность: Ключевой фактор топливной экономичности

Важным фактором, влияющим на топливную экономичность автомобиля, является его техническая исправность. Если все узлы и агрегаты исправны и имеют лишь незначительный износ, то заметного расхода топлива не будет. Однако засоренный воздушный фильтр, свечи зажигания, требующие замены, неисправный датчик холостого хода, изношенные форсунки, тормоза, требующие внимания, неправильно установленные колеса и многие другие проблемы могут снизить топливную экономичность автомобиля.

Аэродинамика и ее влияние на расход топлива

Сопротивление воздуха неизбежно приводит к снижению скорости автомобиля. Чтобы противостоять этому, расходуется большая мощность двигателя. Если изменить кузовные панели или установить дополнительное внешнее оборудование (например, дефлекторы, багажник и т. д.), то аэродинамическая эффективность, скорее всего, снизится, что приведет к увеличению расхода топлива.

Масса автомобиля

Масса автомобиля находится в прямой зависимости от количества энергии, необходимой двигателю для набора скорости. Это приводит к увеличению расхода топлива.

Давление в шинах

Помимо воздуха, колеса автомобиля обладают высоким уровнем сопротивления движению. Если давление в шинах немного ниже идеального значения, то колеса будут более податливы при вращении, что приведет к тому, что двигатель будет требовать больше энергии.

Качество топлива

Использование низкокачественного бензина или дизельного топлива может привести к снижению мощности двигателя, а также к другим проблемам. В этом случае водитель вынужден сильнее нажимать на педаль газа, что приводит к увеличению расхода топлива.

Стиль вождения

Высокие обороты двигателя, частые ускорения и резкие торможения требуют от него значительных затрат энергии. В таких случаях двигатель, скорее всего, потребует больше топлива, чем при движении с более стабильной скоростью.

Эксплуатационные характеристики в холодную погоду

Зимой эксплуатационные характеристики автомобиля ухудшаются из-за загустения масла в узлах. Кроме того, снег и лед на дорогах увеличивают сопротивление качению и вызывают пробуксовку ведущих колес, что приводит к еще большему сжиганию топлива. В зависимости от условий эксплуатации расхождение между фактическим и заявленным расходом топлива может достигать 30–40%. Даже в сложных условиях, например на бездорожье, разница может достигать 50% при условии, что автомобиль исправен. Если при нормальных условиях движения расход топлива выше обычного, необходимо проверить состояние автомобиля.

Ограничение расхода топлива

Владелец личного автомобиля может расходовать столько топлива, сколько ему заблагорассудится. Но для предприятий, которые должны отчитываться о своих расходах перед государством, это совсем другая история. Экономия топлива оценивается не методом проб и ошибок, а устанавливается законодательно, причем для разных автомобилей существуют свои нормы расхода топлива. Выход за эти пределы может потребовать от компании предоставления подробной отчетности и, в конечном счете, уплаты больших налогов.

Рассчитать расходы на топливо

Министерство транспорта РФ 14 марта 2008 г. издало распоряжение № АМ-23-р, вводящее методику определения количества топлива, израсходованного на любую поездку. Методика распространяется на компании, владеющие автопарком, но понятна и индивидуальному водителю. В параграфе 7 главы 2 данного распоряжения дано подробное объяснение того, как рассчитывается расход топлива для легковых автомобилей.

Расход (л. с.)

Расчет расхода (НР) производится по следующей формуле: 0,01 умножить BNR (базовую норму расхода) на пробег, а затем увеличить на 1% ПК (поправочный коэффициент). ПК учитывает окружающую среду, температуру и плотность населения в месте нахождения машины. Все факторы, влияющие на расход, и степень их влияния указаны в главе 2 Приказа Минтранса.

Кроме того, существуют зимние надбавки. Например. В Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге с сентября по март действует дополнительная 10%-ная надбавка. В Кабардино-Балкарии ПК составляет 5%, а период действия сокращен до декабря-марта. Для Якутии и Чукотского автономного округа надбавка составит 20% с октября по май.

Поправки на зиму

Полный перечень сезонных изменений по регионам приведен вПриложении № 2кПриказам Минтранса. Кроме того, необходимо учитывать и Базовую норму расхода топлива (БНР). Его величина определяется заявленным производителем автомобиля расходом топлива и коэффициентом (К), зависящим от объема двигателя: БНР = Заявленный расход * К Таким образом, базовая норма расхода топлива для автомобиля с бензиновым двигателем объемом 1,8 л и заявленным расходом 9,5 л/100 км составит:

Способы снижения расхода топлива

Сокращение расходов на топливо является приоритетной задачей для многих водителей, и соблюдение нескольких простых советов может помочь снизить количество топлива, необходимого для поездки.

Для начала необходимо рассчитать расход топлива автомобиля, исходя из количества километров, пройденных им в Москве в зимний период. Это можно сделать, умножив БНР (9,5×1,15 = 10,925 л/100 км) на пробег (100 км) и добавив по 1% на численность населения (35) и климат (10). В результате расход топлива составит 11,47 л.

Существуют и другие меры, которые можно предпринять для снижения расходов на топливо: — Регулярно проверять и обслуживать автомобиль, так как правильно отрегулированный двигатель может сэкономить до 20% топлива; — Выбирать наиболее подходящую передачу, так как неправильно выбранная передача может привести к увеличению расхода топлива до 10%; — Избегайте резких ускорений и торможений, так как это может привести к увеличению расхода топлива; — Держите окна закрытыми, так как это поможет снизить сопротивление воздуха и, соответственно, расход топлива; — По возможности используйте круиз-контроль, так как он помогает поддерживать постоянную скорость и снижает расход топлива.

Техническое обслуживание автомобиля

  • Своевременно и эффективно обслуживайте свой автомобиль.
  • Багажники на крыше и другое навесное оборудование следует использовать только при необходимости перевозки грузов.
  • Часто следите за давлением в шинах.
  • Заправляйтесь на надежных АЗС, а для бензиновых автомобилей приобретайте топливо только с соответствующим октановым числом.
  • Для достижения оптимальных эксплуатационных характеристик ездите более плавно.

Использование предпускового подогревателя в холодное время года.

При любой возможности в холодную погоду используйте предпусковой подогреватель, а не рассчитывайте на то, что двигатель будет прогреваться на холостом ходу. Это сэкономит время и энергию, и вам не придется так долго ждать, чтобы завестись.

Автомобили