Знание правильного давления в шинах автомобиля является обязательным для любого водителя. Допустимые значения давления в шинах можно легко найти в виде наклейки на двери автомобиля или на лючке топливного бака. Несмотря на это, многие водители проверяют давление в шинах своего автомобиля только во время сезонного ремонта шин, хотя необходимо следить за ним чаще, поскольку значения давления могут меняться. Здесь мы рассмотрим, каким должно быть давление в шинах зимой и летом, как правильно его измерять и к чему приводит неправильная накачка шин.
Измерение давления в шинах автомобиля
Для определения силы, приходящейся на единицу площади поверхности, или давления, необходимы специальные инструменты. Манометры используются в различных гидравлических и пневматических системах и бывают нескольких видов. Если говорить об автомобильных шинах, то небольшие модели можно разделить на две группы в зависимости от способа отображения информации.
Альтернативный метод измерения давления
В аналоговом приборе используется круглая шкала со стрелкой. Рычаг соединен с мембраной или трубкой, которая изменяет форму при повышении давления. При повышении давления воздуха трубка или мембрана изгибается. После завершения измерения деформация исчезает, и стрелка возвращается в нулевое положение с помощью пружины или ручного сброса.
Цифровые манометры
Эти приборы оснащены жидкокристаллическим дисплеем, на котором отображается измеряемое значение давления. Большинство манометров имеют мембранную конструкцию. Оба типа манометров являются точными, но цифровой вариант, как правило, имеет меньшую погрешность. Кроме того, проще интерпретировать показания с дисплея, однако аналоговые варианты обладают большей долговечностью и прочностью. Стрелочные измерители не требуют батареек и лучше переносят тяжелые условия эксплуатации.
Современные автомобили и датчики давления в шинах
Многие современные автомобили оснащаются датчиками давления, устанавливаемыми непосредственно на заводе-изготовителе. Датчики устанавливаются в каждое колесо, передают данные без проводов и выдают показания давления в шинах в режиме реального времени в меню бортового компьютера. Автомобилисту остается только ознакомиться с заводскими рекомендациями.
Электронные опции автомобиля
Вместо традиционных систем современный рынок автомобильной электроники предлагает целый ряд неоригинальных систем. Эти системы включают в себя датчики давления для каждого колеса, которые передают показания на отдельный приемник. Приемник представляет собой небольшую «коробочку» с экраном, на котором отображаются данные по каждому колесу. Устройство можно активировать от электросети автомобиля, подключив к USB-порту или вставив в прикуриватель. Кроме того, возможны модели, работающие от аккумулятора.
Непосредственное измерение давления
Некоторые машины оснащаются системами «контроля давления», которые на самом деле не измеряют давление. Вместо этого они получают информацию от датчиков ABS, которые регистрируют скорость вращения каждого колеса. При снижении давления в шине изменяется ее диаметр, что приводит к изменению частоты вращения колес. На основании этого электроника может предупредить о проколе. Это все еще практично, однако получить точное давление с помощью такой системы невозможно.
Единицы измерения давления
При оценке давления в шинах какая величина используется? В международной системе измерения давления стандартом является паскаль (Па). Он равен одному Ньютону на квадратный метр (1 Н/м2). Однако производители автомобилей не всегда выбирают именно эту единицу измерения.
Американские компании часто используют psi (фунт/дюйм2), в то время как европейские и японские компании чаще используют бары (бар). Эта единица имеет ту же размерность, что и паскаль, причем 1 бар равен 100 000 Па.
Давление в шинах зимой и летом
Ставшая более узнаваемой для нас атмосфера не входит в перечень измерительных приборов. Но давление в одну атмосферу примерно равно 1 бар, поэтому пересчет не требуется. Если же говорить об американской системе измерений, то здесь ситуация несколько сложнее. Если округлить в большую сторону, то 1 psi равен 1 бар/14,5.
Итак, какое давление должно быть в шинах зимой и летом?
Оптимальное давление в шинах
Производители определяют оптимальное давление для каждого автомобиля в зависимости от ряда составляющих. К ним относятся:
— весовой баланс автомобиля — Элементы конструкции и настройки подвески — Размеры штатных шин — Способность автомобиля воспринимать вес
Очень важно знать соответствующие значения давления, поэтому они указываются в руководстве по эксплуатации, а также на табличках с данными. Обычно они находятся на двери водителя или внутри крышки топливного бака.
Таблица давления в шинах
Таблица давления в шинах, выпускаемая заводом-изготовителем, содержит большое количество данных. В ней учтены все режимы регулярной эксплуатации и настройки каркаса. Давайте разберемся, сколько атмосфер должно быть залито в шины автомобиля, и на реальном примере продемонстрируем, каким должно быть давление в шинах. В левой части таблицы перечислены все размеры колес, которые подходят для данной модели. Необходимо найти те, которые сейчас установлены на автомобиле. Первое число обозначает ширину, второе (через косую черту) — высоту профиля в процентах от ширины, а число после буквы «R» — диаметр обода шины в дюймах. Вторую и третью колонки мы рассмотрим в конце — в них указано рекомендуемое давление в шинах для передней и задней осей. Прежде всего, подумайте, сколько человек обычно едет в автомобиле и сколько вещей помещается в багажнике. Если обычно это 1–2 пассажира и несколько небольших сумок, то ориентируйтесь на символ с двумя контурами. Если же на борту находится вся семья или приходится заполнять машину тяжелым грузом, то берите линии с четырьмя «человечками».
Давление в шинах легковых автомобилей
В контексте этого случая мы получаем таблицу, которая поможет нам выбрать подходящее давление в шинах. Здесь давление накачки для зимних и летних шин одинаково, поэтому нет необходимости задавать вопрос «Каким должен быть уровень атмосферы при накачке автомобильных колес?», однако при разном размере дисков и ширине покрышки характеристики часто отличаются. Как правило, рекомендуемые значения давления не опускаются ниже 2 бар и не превышают 2,8 бар для легкового автомобиля.
Влияние температуры на давление в шинах
Свойства воздуха как газа позволяют ему расширяться и сжиматься при изменении температуры. Это приводит к снижению давления в шинах в холодную погоду и повышению при повышении температуры.
Условия вождения и давление в шинах
Помимо окружающей среды, на нагрев шин также влияют скорость и тип вождения. Трение между колесами и дорогой, а также деформация резины во время движения приводят к нагреву воздуха внутри шин. В результате, если измерить давление непосредственно после поездки, то показания будут выше нормальных значений.
Лучший прибор для измерения давления
Наиболее надежные и точные показания давления измеряются на «холодных» шинах до начала эксплуатации автомобиля. Исключение составляют случаи, когда автомобиль находился в помещении с температурой, сильно отличающейся от наружной. В этом случае необходимо изменить значения, приведенные в таблице, примерно на 0,2 бар.
В зимний период следует «перекачивать» шины, если автомобиль стоял в теплом помещении, а на улице мороз. Летом следует «недокачивать» шины, если автомобиль хранится в достаточно холодном гараже.
Накачка шин
Накачка шин легкового автомобиля до нужного давления может производиться с помощью механического насоса или электрического компрессора. Ножной насос — это самый простой тип насоса, который выглядит как воздушный шарик с педалью и имеет встроенный аналоговый манометр. Ручные насосы, в которых поршень приводится в действие нажатием на рукоятку двумя руками, используются реже.
Накачивание колеса с помощью механического насоса
Чтобы наполнить колесо с помощью механического насоса, выполните следующие действия:
-
Открутите колпачок ниппеля на колесе.
-
Присоедините штуцер насоса к ниппелю.
-
Накачивайте воздух до тех пор, пока манометр не покажет стандартное давление для колеса машины.
-
Если при снятии насоса из шины временно выходит воздух, добавьте еще немного воздуха.
Шаги по накачке колес
-
Отсоедините насос
-
Закрепите ниппель колпачком
Почему это занимает много времени
Процесс прост, но занимает много времени из-за привода насоса. Электрические компрессоры значительно облегчают процесс накачивания колес. Портативные устройства питаются от 12-вольтовой системы автомобиля и имеют два варианта подключения к автомобилю: первый — зажимы типа «крокодил» на клеммах аккумулятора; второй — подключение к гнезду прикуривателя.
Пошаговый процесс
-
Подключите компрессор к бортовой сети.
-
Закрепите фитинг на ниппеле шины.
-
Включите подачу воздуха.
-
Как только компрессор покажет правильное значение, выключите его и отсоедините от источника питания.
Разница между механическими и электрическими насосами
Как правило, механические и электрические насосы различаются арматурой. У механических насосов быстросъемный фитинг прост в использовании — достаточно присоединить его к ниппелю шины и повернуть рычаг. При этом ниппель сжимается, обеспечивая герметичность, и одновременно открывается обратный клапан ниппеля, позволяя воздуху поступать в шину.
Недостаточная прочность соединения
Давление, которое может создать компрессор, обычно слишком велико, поэтому соединение недостаточно прочное. Фитинги для электронасосов обычно наматываются на ниппель, что дольше, но надежнее.
Использование компрессора
При использовании автомобильного компрессора двигатель должен быть заведен. Во-первых, напряжение в бортовой сети выше, что улучшает работу электронасоса. И самое главное, без работающего двигателя велика вероятность разрядки аккумулятора, так как компрессор потребляет много электроэнергии.
Езда с неправильным давлением в шинах
Шины являются связующим звеном между автомобилем и дорожным полотном. Их функционирование напрямую зависит от давления воздуха в них. Эффективность работы систем автомобиля выверена в соответствии с рекомендованным производителем давлением. Поддержание этого давления необходимо для обеспечения оптимальной динамики, маневренности и тормозного пути.
Давление в шинах имеет большое значение
Следует помнить, что колесо, включая шину, не всегда герметично. Воздух может выходить из вентиля шины, вокруг обода и даже через мелкие трещины в резине. Поэтому важно проверять давление в шинах перед любой длительной поездкой, а при коротких поездках — не реже одного раза в неделю. Это необходимо делать как зимой, так и летом.
Результаты недостаточного давления в шинах
Если не следить за давлением в шинах, то это может привести к неприятным последствиям. К ним относятся:
-ухудшение реакции автомобиля на рулевое управление -понижение устойчивости курсовой устойчивости -большая потребность в топливе -более быстрый износ резины -возможность отрыва колеса при повороте (из-за большого перепада давления)
Повышенный риск повреждения колес
Риск повреждения колеса при контакте с ямой достаточно высок. Это связано со следующими особенностями перекачиваемых колес:
-
Снижение комфорта при езде.
-
Длительный тормозной путь.
-
Ухудшение сцепных свойств шин.
-
Дополнительная нагрузка на детали подвески, что приводит к сокращению срока службы.
Однако существуют и исключения. Снижение давления может быть полезно в условиях бездорожья, особенно на рыхлых и мягких поверхностях, таких как снег, песок, грязь. В этих условиях заниженная шина будет лучше амортизировать неровности и не даст ей погрузиться в неустойчивый грунт.
Давление в шинах: Проверьте сейчас
Наиболее заметным признаком утомительной езды при неподходящем давлении в шинах является неравномерное истирание протектора. Слишком сильное давление в шине приводит к ускоренному износу центральной части протектора, а недостаточное — к износу внешней и внутренней частей.
Как измерить давление в шине
Для измерения давления в шинах используется манометр. Большинство манометров для автомобилей обычно отображают значение давления в барах или фунтах на квадратный дюйм.
Нормы давления в шинах
Различные автомобили имеют свои нормы давления в шинах в зависимости от их размера, нагрузки и режима движения. Производители часто указывают значения давления в шинах в инструкциях и непосредственно на автомобиле. Рекомендуемая величина качения колес для конкретного автомобиля обычно указывается на табличке возле дверного проема или на лючке бензобака. Кроме того, на некоторых автомобилях может быть указано разное давление в зимних и летних шинах, если они оснащены шинами разного размера.
Накачка зимних шин
В теплое время года зимние шины требуют большего количества воздуха. Важно часто проверять давление воздуха в колесах и при необходимости производить регулировку. Если шины не накачаны должным образом, автомобиль не будет столь управляемым, а шины будут подвержены большему износу.