Климат-контроль и автомобильный кондиционер чем отличаются, как работают, что лучше

Все большее число автомобилей оснащается системами климат-контроля, которые выходят за рамки традиционного кондиционирования. Климатическая система такого типа способна регулировать влажность, температуру, интенсивность солнечного излучения, количество углекислого газа в салоне, циркуляцию воздуха, скорость вращения вентилятора и запотевание стекол. Что же еще предлагает климат-контроль, чего нет у кондиционера, и чем он лучше?

Регулирование климата

Что такое климатическое регулирование? Климат-регулирование — это установка, позволяющая создать в автомобиле приятную температуру и влажность воздуха. Она не только охлаждает или нагревает воздух, но и поддерживает заданную температуру. Помимо комфорта, такие системы помогают избавиться от наледи, инея и конденсата на стеклах. Кроме того, они координируют работу различных установок.

Регулировка расхода воздуха

Управление потоком воздуха в автомобиле осуществляется путем изменения угла наклона дефлектора. Это позволяет перенаправить основной поток в ноги или в центр салона.

Скорость обдува

Скорость обдува регулируется вручную или автоматически компьютером с помощью настроек вентилятора.

Рециркуляция

Рециркуляция — полезный режим при движении в пробке или туннеле, поскольку он предотвращает попадание в салон выхлопных газов впереди идущего автомобиля. Функция циркуляции позволяет быстро прогреть или охладить салон.

Климат-контроль: Очистка воздуха, ароматизация интерьера

Системы климат-контроля оснащены отопителем, вентилятором и кондиционером. Все эти компоненты синхронизируются компьютером или электронным блоком управления (ЭБУ), который учитывает данные, поступающие от различных датчиков внутри и снаружи автомобиля. Это данные о погоде, интенсивности солнечного света, загрязненности воздуха и т. д.

Кроме того, некоторые системы способны фильтровать воздух, удаляя пыльцу, пыль и другие частицы. Некоторые даже оснащены функцией ионизации. Кроме того, в некоторых моделях премиум-класса предусмотрена возможность ароматизации, то есть наполнения салона автомобиля приятным запахом.

Регулировка микроклимата

Вручную или автоматически можно регулировать работу системы климат-контроля. В режиме «AUTO» устройство будет регулировать атмосферу внутри автомобиля в зависимости от предпочтений пользователя и внешних условий. Если включено ручное управление, то некоторые настройки все равно будут задаваться через компьютер. Вот как выглядит система климат-контроля в рабочем состоянии:

Водитель выбирает желаемую температуру

Автомобилист выбирает желаемый уровень температуры.

Электроника анализирует показания датчиков

Электроника сравнивает данные с тепловых датчиков с введенными условиями.

Автоматическая подача холодного или теплого воздуха

Если температура слишком высока или слишком низка, система автоматически распределит горячий или холодный воздух в нужном количестве.

Вентилятор активируется для более быстрого достижения значений

Для того чтобы быстрее достичь желаемой температуры, климат-контроль активирует вентилятор с заданной скоростью обдува. При необходимости машина также включит рециркуляцию.

Регулирование температуры

Когда температура приближается к заданной, компьютер снижает скорость ветра.

Противопоставление климат-контроля и кондиционера

В кондиционере водитель устанавливает желаемую температуру воздуха, и на этом все заканчивается. Чтобы сохранить ее, необходимо обращать внимание на самочувствие и регулярно корректировать настройки. Климат-контроль, напротив, позволяет поддерживать температуру без постоянного внимания со стороны водителя.

Контрастные вариации

Следует отметить различия между двумя системами:

  1. При кондиционировании воздух сначала разделяется на две порции. Одна из них направляется в отопитель, другая — в кондиционер, после чего они смешиваются в различных количествах, чтобы соответствовать выбранным настройкам при поступлении в салон.

  2. Климат-контролем управляет электроника, которая, соответственно, обеспечивает точную работу вентиляторов, заслонок и других механизмов. Например, при зимнем включении автомобиля компьютер направит большее количество нагретого воздуха на лобовое стекло.

Климат-контроль: Что нужно знать

Сегодня кондиционеры являются практически универсальным оборудованием для автомобилей, начиная от стартовых комплектов и заканчивая более дорогими моделями, в которых климат-контроль предлагается в качестве дополнительной опции. Это, как правило, увеличивает стоимость.

Типы климат-контроля

Климатические системы часто позволяют настраивать температуру и скорость движения воздуха для каждой зоны с помощью отдельных датчиков. В зависимости от количества зон климат-контроль может варьироваться от:

Однозонная система

Климат-контроль этого типа охватывает весь салон автомобиля. Воздушный поток распределяется по ногам, через центральные вентиляционные отверстия, а также на боковые стекла и ветровое стекло.

Двухзонная система

Двухзонная система климат-контроля имеет два регулятора температуры — для водителя и для пассажира. Контроллеры расположены по обе стороны приборной панели, так что каждый пользователь может установить свою индивидуальную температуру. При желании эти температуры могут быть синхронизированы.

Температурные зоны в автомобилях

Трехзонная система

К двум зонам, уже имеющимся в передней части автомобиля, добавляется еще одна, но уже сзади. Регулятор для пассажиров второго ряда обычно располагается посередине, так что они могут регулировать температуру по своему усмотрению.

Четырехзонная система

В этой конфигурации имеется четыре зоны: две спереди и две сзади. Этот тип системы обычно устанавливается в моделях высшего класса.

Использование климат-контроля

Панель климат-контроля обычно располагается на центральной консоли автомобиля. Определить ее можно по цифровому дисплею, отражающему диапазон температур от 16 до 30 °С, а также по кнопке «AUTO» (на некоторых моделях она отсутствует). Высокотехнологичные модели могут иметь полностью сенсорное управление, но чаще всего для регулировки используются обычные поворотные переключатели. В целом, вариаций по управлению системой не так много, и работает она следующим образом:

Инструкции по эксплуатации кондиционера

  1. Нажмите выключатель «ON/OFF» на приборной панели (или с уникальным символом).

  2. При необходимости включите кондиционер («A/C»).

  3. Установите желаемую температуру — точное значение будет показано на экране.

  4. При необходимости включите функцию AUTO для компьютерного регулирования.

  5. Измените направление и скорость воздушного потока.

  6. Если система поставляется с дополнительными опциями, такими как ионизация и ароматизация, выберите их, если это необходимо.

Отсутствие ограничений по использованию климат-контроля

Как правило, производители автомобилей дают некоторые рекомендации по использованию климат-контроля. Ниже приведены некоторые из распространенных советов:

  • Если закрыть окна и включить режим рециркуляции на длительное время, то поступление свежего воздуха в салон автомобиля будет блокировано, что может привести к снижению бдительности и внимательности водителя.

Зима и осень

Очистите воздухозаборник перед ветровым стеклом от снега и листьев.

Датчики

Следите за тем, чтобы датчики в салоне не были закрыты посторонними предметами.

Климат-контроль в холодное время

Для быстрого прогрева салона в холодное время года установите максимальную температуру и скорость потока воздуха при включенной рециркуляции.

Оттаивание ветрового стекла и охлаждение климат-контроля

Размораживание

Для оттаивания льда на ветровом стекле можно использовать определенную настройку. Обычно на плате управления можно увидеть специальную кнопку с надписью «MAX» или «MAX DEFROST».

Охлаждение Климат-контроль

Для быстрого охлаждения инструкции такие же, как и для обогрева, за исключением установки минимальной температуры.

Запотевание окон с помощью системы климат-контроля

Для предотвращения запотевания стекол следует использовать кондиционер с функцией рециркуляции. При этом температура воздуха внутри автомобиля должна быть выше, чем снаружи.

Плюсы и минусы климат-контроля

Плюсы:

  1. Дает возможность более точно регулировать микроклимат в салоне и не требует постоянной ручной подстройки. Следовательно, автомобилист избавлен от необходимости отвлекаться от дороги.

Преимущества климат-контроля

  1. Потоки можно разделить на зоны и настроить систему в соответствии с конкретными потребностями, что делает распределение воздуха более эффективным и приводит к снижению потребления энергии на нагрев и охлаждение.

  2. При продаже автомобиля климат-контроль может повысить его стоимость.

Недостатки климат-контроля

  1. Поначалу набор кнопок и циферблатов системы климат-контроля может показаться запутанным и сложным.

Неисправность обычного кондиционера

При возникновении неисправности обычного кондиционера, скорее всего, потребуется ремонт компрессора или конденсатора. Если же неисправны основные электронные компоненты или датчики, то это может привести к значительным расходам.

Климат-контроль в автомобиле

Как правило, кондиционер входит в базовую комплектацию автомобиля, однако за климат-контроль можно доплатить как за опцию или более дорогостоящую деталь.

Автомобили