Опасное вождение в ПДД вопросы и ответы

Правоохранительные органы всегда строго следили за агрессивным вождением. В 2016 году в Правила дорожного движения был внесен соответствующий запрет. Тем не менее до 2023 года наказание за неосторожное вождение не предусматривалось. Так что же такое «закон об опасном вождении», как избежать наказания, в какой части Административного кодекса и Правил дорожного движения он действует и какое вождение вообще считается опасным? Давайте узнаем ответы!

Определение понятия рискованное вождение

В Правилах дорожного движения есть раздел, посвященный описанию опасного вождения (2.7), однако объем текста не делает смысл ясным и четким. В общем случае опасное вождение — это совокупность действий, совершенных водителем неоднократно. Это могут быть:

Нарушение правил смены полосы движения

  1. Изменение полосы движения, сопровождающееся нарушением правил движения, 2. Изменение полосы движения на переполненной дороге (даже если нарушение не было вызвано умыслом, оно все равно будет расценено как опасное управление транспортным средством), если маневр совершается не с целью поворота или разворота, а также не с целью объезда препятствия или съезда на обочину, 3. Несоблюдение необходимой дистанции, 4. Несоблюдение бокового интервала, 5. Если вы внезапно затормозили, и это не было необходимо для предотвращения столкновения,

Препятствование обгону: Опасное вождение

Выполнение водителем определенных маневров, например препятствование обгону, может рассматриваться как опасное вождение при соблюдении двух условий. Во-первых, одни и те же или различные действия должны быть совершены несколько раз. Во-вторых, эти действия должны создавать реальную угрозу аварии, включая возможность гибели или получения травм.

Запрещенные виды поведения

В соответствии с Правилами дорожного движения, некоторые виды вождения категорически запрещены. К ним относятся: непредоставление преимущества в движении транспортным средствам, имеющим право проезда, смена полосы движения в условиях интенсивного движения, несоблюдение безопасной дистанции до впереди идущих транспортных средств, несоблюдение бокового интервала, резкое торможение при отсутствии необходимости. Кроме того, категорически запрещены любые действия, подвергающие других водителей риску гибели, травмирования или повреждения имущества.

Безрассудное вождение может привести к аварии

К 2023 году любое из перечисленных ниже действий на дороге будет считаться опасным вождением:

— Беспричинное торможение — смена полосы движения без учета других транспортных средств — медленная езда в плотном транспортном потоке, когда все полосы движения заняты — препятствование обгону других водителей — Слишком близко подъезжать к впереди идущему автомобилю — Проезд слишком близко к боковой поверхности другого автомобиля

Любое из этих действий может привести к аварии, поэтому важно быть внимательным и соблюдать безопасность на дорогах.

Агрессивное вождение

Типичными примерами такого стиля вождения являются подрезание другого автомобиля или «обучение» обгону с последующим быстрым торможением сзади идущего автомобиля. Вероятно, именно такое поведение имели в виду законодатели, вводя термин SDA.

Что не считается опасным вождением?

Очевидно, что перечисленные ниже ситуации и маневры водителей не являются агрессивным вождением в соответствии с определением термина:

Не выполняйте эти действия

  1. Конструирование без включенных мигалок,

  2. Отклонение от второго уровня (там, где это ограничено правилами),

  3. Виляние из стороны в сторону в пределах своей полосы (где есть разграничения),

  4. Не соблюдение дистанции или бокового интервала до автомобиля впереди/позади (например, в пробке),

  5. Гонки, а также слишком быстрое ускорение со светофора,

Штраф за опасное вождение с июня 2023 года

С июня 2023 года планируется ввести штраф за опасное вождение. Соответствующий законопроект уже разработан и принят в первом чтении. Штраф будет применяться ко всем маневрам и нарушениям ПДД, прямо не перечисленным в п. 2.7. Точный размер штрафа пока не определен.

Законопроект

Данный законопроект предлагает добавить в Административный кодекс статью под названием 12.38. Все статьи, начинающиеся с 12, установлены для штрафов за нарушение правил дорожного движения, и в настоящее время их количество достигает 12.37. Последующее наказание будет выглядеть следующим образом: Статья 12.38. Опасное вождение — влечет наложение административного штрафа в размере 5000 рублей.

Штрафы за опасное вождение

Штраф за опасное вождение может составлять до 5 тыс. руб. Никаких других наказаний в настоящее время не предусмотрено: ни лишения прав, ни задержания, ни каких-либо дополнительных наказаний или мер безопасности, таких как арест, конфискация и др. Законопроект об агрессивном вождении уже принят в первом чтении. Для его одобрения или отклонения необходимо пройти еще два чтения. Ознакомьтесь с официальным текстом законопроекта.

Без штрафов за рискованное вождение с камерами автофиксации

Несмотря на слухи, официальных решений о штрафах за опасное поведение водителей, зафиксированное на камеру, пока не принято. Кроме того, технология камер автофиксации слишком ограничена для точной фиксации столь сложного нарушения в 2023 году.

Для того чтобы штраф был действительным, необходимо выполнение двух важных условий. Поэтому штрафы за неосторожное вождение с помощью камер в настоящее время не представляются целесообразными.

Повторные маневры вождения в опасных ситуациях

При движении в сложных условиях одни и те же маневры должны выполняться несколько раз за короткий промежуток времени. Такие движения могут создать опасность аварии. Кроме того, камеры не могут обнаружить помеху, поскольку она должна быть связана с изменением скорости и/или маршрута движения целевого транспортного средства. Поэтому камеры не могут выписывать штрафы за безрассудный стиль вождения.

Возможно ли получить штраф за опасное вождение?

Нет, сотрудник ГИБДД на дороге не сможет выписать штраф за такое правонарушение. Но это не означает, что запрет существует только на бумаге, его все равно можно нарушить. Он сравним со многими другими трудновыявляемыми нарушениями, и инспектор ГИБДД на дороге как раз будет иметь полномочия составить протокол. То есть при выявлении факта неосторожного вождения сотрудник все равно остановит его и начнет административный процесс. Но судить его он не имеет права, это может сделать только его начальник.

Шаги сотрудника ГИБДД

  1. Заметив, что водитель активно нарушает правила дорожного движения (например, бессистемно меняет полосы или подрезает другие автомобили), сотрудник останавливает его и оформляет необходимые документы.

  2. На основании этих документов заводится дело об административном наказании, в котором указываются данные водителя, дата и время нарушения, данные сотрудника милиции, место происшествия, объяснения водителя и т. д.

Процесс рассмотрения нарушений правил дорожного движения

  1. После этого инспектор, остановивший вас, выдает вам копию протокола, в котором содержится информация о месте, дате и времени рассмотрения дела о нарушении правил дорожного движения.

  2. Затем этот протокол направляется начальнику.

    1. И наконец, в назначенное время начальник выносит постановление, независимо от того, присутствуете Вы или нет.

Постановление о взыскании штрафа за опасное вождение

Если выносится решение об исполнении санкции (штрафа, подлежащего уплате за опасное вождение), то его копия выдается вам на руки или высылается по почте, если вы отсутствовали на заседании.

Установление факта опасного вождения

В официальных положениях правил дорожного движения четко прописаны критерии нарушения правил, однако многие аспекты агрессивного вождения остаются неясными:

Вопросы о нарушениях и опасном вождении

Какой промежуток времени должен пройти между двумя нарушениями, чтобы вождение считалось опасным? Закон не дает ответа на этот вопрос.

Необходимость доказывать опасное вождение

В какой степени инспектор должен доказать факт опасного вождения? Этот вопрос мы рассмотрим подробнее в данной статье.

Плотность движения и перестроение

Что такое высокая плотность движения, при которой перестроение невозможно? В законодательстве 2023 года нет ни критериев определения интенсивности, ни даже определения. Кроме того, водитель всегда может заявить, что он планировал повернуть или изменить направление движения, и тогда это уже не будет нарушением.

Понимание параметров безопасного вождения

Правила дорожного движения не дают точного ответа на вопрос: «Какова безопасная дистанция и боковой интервал в метрах?». Единственным способом определения безопасности дистанции является прецедент — если ДТП не произошло, значит, она безопасна.

И самое главное — существует понятие угрозы аварии. Как определить, опасно ли вождение? Если нет аварии, значит ли это, что она не опасна?

Итог

К сожалению, ответ на большинство из приведенных выше запросов не является выгодным для водителя. В соответствии с Административным кодексом, лицо, рассматривающее дело, принимает решение, основываясь на собственном мнении. Инспектор сделал вывод о загруженности дороги — штраф, не согласился с утверждением, что водитель пытался развернуться — еще один штраф, посчитал боковой интервал рискованным — еще один штраф. Обязан ли инспектор ГИБДД доказывать, что движение было рискованным?

Споры о недопуске пешеходов

Судебная практика 2023 года вызывает много споров в отношении других нарушений, например непропуска пешеходов. С одной стороны, у судов сложилась практика наложения штрафов и лишения прав только на основании протокола. Это связано с тем, что сомневаться в словах сотрудника ГИБДД нет оснований, поскольку он давал присягу, а водитель — нет. Таким образом, водитель может солгать, а инспектор — нет.

Другая версия

Недавно Верховный суд РФ заявил, что для признания вины водителя недостаточно одного лишь протокола. Это означает, что должна сохраняться презумпция невиновности. Если говорить о том, как это повлияет на неосторожное вождение, то, скорее всего, аналогично существующим штрафам за другие нарушения, когда закон не требует конкретных доказательств (например, алкотестера или радара скорости). К сожалению, судьи, как правило, отдают предпочтение утверждениям чиновников, независимо от разъяснений Верховного суда.

Автомобили