Сжиженный углеводородный газ и сжиженный нефтяной газ

Сжиженный нефтяной газ (СУГ) — широко распространенный вид альтернативного топлива. Он представляет собой комбинацию пропана (C3H8) и бутана (C4H10) и уже много лет используется для различных целей.

Этот вид топлива обладает высокой эффективностью и может использоваться для приведения в движение транспортных средств, а также для отопления и приготовления пищи. По сравнению с традиционными видами топлива он гораздо чище и производит меньше выбросов. Кроме того, он относительно недорог, что делает его популярным выбором для тех, кто ищет экономичный способ питания своих автомобилей.

Преимущества пропан-бутановой смеси

Одним из основных преимуществ пропан-бутановой смеси является ее способность работать при отрицательных температурах, в то время как использование сжиженного бутана в чистом виде было бы не идеальным. Кроме того, в условиях высоких температур безопаснее использовать смесь пропана и бутана, а не только пропан, так как повышенное давление в газовом баллоне может быть опасным.

Пропан-бутановая смесь состоит из пропана, обычного бутана, изобутана, пропилена, этана, этилена и других углеводородов, образующих сжиженный нефтяной газ (СУГ).

Способы получения сжиженного газа

  1. Как выход из процесса переработки нефти на нефтехимических заводах.

  2. При добыче нефти и природного газа.

Использование этого газа в качестве топлива обусловлено его преимущественными физико-химическими свойствами:

  1. Высокая температура кипения при нормальном атмосферном давлении — позволяет удерживать сжиженные пропан-бутановые смеси в диапазоне температур от −40 до +45 °C при относительно низком давлении (до 1,6 мпа).

Преимущества использования сжиженного газа

СУГ — это топливо, обладающее рядом преимуществ, таких как устойчивость к изменениям и эрозии. Кроме того, его октановое число выше, чем у бензина и дизельного топлива, и колеблется в пределах 90–110 в зависимости от сочетания пропана и бутана.

Однако его энергоэффективность не столь высока, как у традиционных видов топлива, что приводит к увеличению расхода на 10–20% по сравнению с бензином. Тем не менее, более низкая стоимость СУГ компенсирует эту разницу.

Чище и безопаснее

Сжиженный углеводородный газ (СУГ) обеспечивает эффективное, надежное и безопасное горение даже при холодном двигателе. Кроме того, он выделяет меньше твердых частиц и оксидов азота, а также на 60% меньше углекислого газа, чем дизельное топливо. Кроме того, он не загрязняет почву, поскольку не растворяется в воде.

Разночтения

Температура кипения каждого из элементов, входящих в состав сжиженного углеводородного газа, различна, что приводит к изменению давления паровой фазы СУГ. Состав СУГ определяется российским национальным стандартом ГОСТ 20448−90. Этот стандарт устанавливает 3 категории или марки СУГ.

Свойства сжиженного газа, зависящие от содержания пропана, бутана и примесей

Состав СУГ (сжиженного нефтяного газа) — ПТ (технический пропан), СПБТ (комбинация технического пропана и бутана), БТ (технический бутан) — влияет на многие его характеристики, в том числе на октановое число и плотность паров топлива. Октановое число (ОЧ) является показателем детонационной стойкости топлива: его значение увеличивается при большем содержании насыщенных углеводородов (пропан, н-бутан, изобутан и др.).

Полимеризация ненасыщенных углеводородов способствует появлению осадка в баке, топливной системе и камере сгорания.

Эластичность паров

Очень важно поддерживать упругость паров на нужном уровне, чтобы СНГ можно было выгнать из бака. Оба компонента смеси являются газами и имеют низкие температуры кипения.

Пропан и бутан в топливном газе

При атмосферном давлении пропан кипит при −42 °C, а бутан — при −0,5 °C. В зимний период содержание пропана в топливном газе увеличивают для создания более эластичных паров газа. Летом смесь обычно состоит из 40% пропана и 60% бутана, но зимой это соотношение меняется на 60% пропана и 40% бутана. Поскольку пропан стоит дороже бутана, то и зимняя смесь получается более дорогой.

Контроль состава смеси на АЗС

На АГЗС необходимо проверять состав продаваемой смеси, чтобы исключить подмену зимних и летних смесей. АГНКС, напротив, используют сжатый природный газ, поступающий по трубопроводам. Существует два способа производства СУГ:

  1. Попутный нефтяной газ (ПНГ), выделяемый при добыче нефти

  2. Стабилизационные резервуары, в которых выделяются этан, пропан, бутан и пентан.

Переработка углеводородов для получения СУГ

Каталитический риформинг — процесс, используемый на НПЗ для получения СУГ в результате крекинга и гидрогенизации сырой нефти и дающий около 2% СНГ. Кроме того, природный газ, получаемый в процессе нефтепереработки, отделяется от соединений тяжелее этана.

Топливо