Даже на самой качественной и дорогой заправке невозможно найти абсолютно идеальное топливо. Так может быть и на нефтеперерабатывающем заводе. Но прежде чем попасть в бак, оно проходит через перекачивающие насосы, краны, клапаны, металлические или пластиковые трубки. Все это как-то изнашивается, и в топливо попадают мелкие кусочки резины, металла, ржавчины.
Фильтрация топлива в автомобилях
Приобретая топливо из ненадежных источников, вы можете получить не совсем чистый бензин или дизельное топливо. Чтобы предотвратить попадание нежелательных частиц в топливную систему, большинство автомобилей комплектуются двумя топливными фильтрами.
Сетка с крупной текстурой обычно защищает топливный насос от более крупных частиц. Фильтр тонкой очистки защищает более чувствительные элементы топливной системы, такие как:
Топливный насос
Он подает топливо из топливного бака к топливным форсункам под постоянным давлением.
Топливные форсунки
Распыляют топливо в камеру сгорания. Фильтр не допускает попадания в топливный бак невидимого нам мусора, а также изнашивающихся материалов топливного насоса.
Топливный фильтр высокой степени очистки
Фильтрующий элемент помещен в алюминиевый корпус. На корпусе имеется стрелка, указывающая направление потока топлива. Такая схема часто используется в инжекторных двигателях.
Можно ли ездить без топливного фильтра?
Даже в самых простых автомобилях с карбюраторным двигателем имеются топливные фильтры грубой и тонкой очистки. Их отсутствие возможно только в двух случаях:
Возможность возникновения неисправностей
Топливный насос может быть установлен неправильно или вообще не установлен — это нередкая ошибка среди автотехников. При обслуживании или диагностике топливной системы топливо может циркулировать напрямую, минуя фильтр. Например, когда требуется очистка топливных форсунок. На крюк капота подвешивается нагнетатель, который соединяется непосредственно с топливной рампой. Топливный насос отключается, и в нагнетатель заливается специальная жидкость для очистки топливной системы. Двигатель работает от нее. При этом специалист должен быть очень осторожен: при работе с компонентами топливной системы чистота имеет первостепенное значение.
Риск нефильтрованного топлива
Без фильтра устройство подвержено риску ручного ремонта или несоблюдения гигиены на рабочем месте. Фильтр грубой очистки необходим, так как он способен задерживать более крупные частицы мусора, в то время как фильтр тонкой очистки быстро засорится. Попадание крупных частиц в топливный насос может привести к его серьезному повреждению; он может заклинить и потребовать замены. Мелкие частицы также могут стать причиной проблем, поскольку насос будет прилагать усилия для измельчения грязи, песка и ржавчины на дне топливного бака.
Последствия плохой фильтрации топлива
Некачественная фильтрация топлива может привести к серьезным последствиям. Повреждается дорогостоящее топливное оборудование, такое как топливные насосы и топливные форсунки. Топливный насос высокого давления зависит от совместной работы поршня и гильзы, и даже одно большое пятно может легко повредить его и снизить эффективность работы.
Распылитель топливной форсунки также имеет отверстия, от которых зависит правильная работа двигателя. Чем меньше эти отверстия и чем выше давление топлива, тем эффективнее распыляется топливо и смешивается с воздухом. Например, на дизельном двигателе КАМАЗ распылители имеют четыре отверстия диаметром 0,2–0,3 мм. Любая песчинка может легко забить одно или несколько, что приведет к некорректной работе двигателя и увеличению расхода топлива.
Топливный фильтр в сборе
Картриджный топливный фильтр без корпуса представляет собой бумажную гармошку, свернутую в цилиндр. Существуют различные конструкции. В некоторых случаях картридж оснащен уплотнительными кольцами в верхней части и небольшой рамкой в нижней части для сбора капель воды. В других конфигурациях имеются трубки или каналы, позволяющие удалять воду без полной разборки фильтра.
Корпус топливной системы
Данный корпус является неотъемлемой частью топливной системы, представляя собой полость со съемной крышкой. Кроме того, на его корпусе или крышке может быть расположен штуцер для слива воды. Важно обратить внимание на качество упаковки фильтра: она должна содержать картонную коробку и герметичный пакет/пленку для защиты от влаги. На фото представлен бескорпусной топливный фильтр тонкой очистки от нового Volkswagen Tiguan с дизельным двигателем. В нижней части корпуса имеется дополнительная трубка для слива скапливающейся воды.
Корпусные фильтры
Как правило, кузовные фильтры располагаются в нижней части и изготавливаются из алюминия, который является наиболее коррозионностойким материалом. Однако они могут быть изготовлены и из пластмассы. Внутри корпуса находится цилиндрическая складчатая фильтровальная бумага.
Типы фильтров
Карбюраторные фильтры
Давление топлива низкое, поэтому такие фильтры имеют небольшие корпуса из тонкого прозрачного пластика. Состояние фильтра легко проверить, так как загрязнения легко обнаружить на картридже. Если загрязнений много, фильтр необходимо заменить.
Инжекторы: Более высокое давление при тех же требованиях к очистке
Инжекторы требуют более высокого давления, чем другие топливные системы, при тех же требованиях к очистке. Корпус обычно изготавливается из алюминия, и иногда на нем печатается рабочее давление. Если вы видите эту информацию, это означает, что в корпусе установлен редукционный клапан, обычно имеющий три штуцера: входной, выходной и обратный для отправки дополнительного топлива обратно в топливный бак.
Дизели: Вертикальная конструкция с четырьмя фитингами
Дизельные топливные системы обычно имеют вертикальную конструкцию и могут быть изготовлены из алюминия или толстостенного пластика. Она имеет четыре фитинга: входной, выходной, возврат из топливной рампы и возврат в бак. Конструкция может также включать фитинг для слива воды или датчик воды в топливном фильтре.
Фильтры без датчиков и фитингов
В некоторых случаях в фильтрах может отсутствовать датчик или штуцер, а вместо них устанавливается заглушка. В таких случаях датчик необходимо взять из старого фильтра. Рабочее давление фильтра обычно указывается на его корпусе, а топливный насос отвечает за прокачку топлива под высоким давлением, позволяя ему беспрепятственно протекать. Редукционный клапан сбрасывает избыточное давление, и часть топлива направляется обратно в бак.
Отличительные фильтры
Внешний вид может быть обманчив, и при выборе одного из двух топливных фильтров необходимо учитывать рабочее давление в топливной системе. Для двигателя с естественным впрыском обычно требуется давление 4 бар, а в баке установлен только один топливный насос. Турбированный двигатель с непосредственным впрыском требует давления 6,6 бар для питания топливного насоса, который впоследствии повышает давление до 40–60 бар. В зависимости от двигателя давление в корпусе фильтра может составлять 4,5 или 3,8 бар.
Необслуживаемые топливные фильтры
Топливные фильтры, не требующие обслуживания, обычно устанавливаются в корпусе топливного насоса в топливном баке на весь срок службы автомобиля. Однако их замена может вызвать некоторые проблемы:
— Этот процесс обычно не входит в регламент, а значит, обойдется значительно дороже. — Сам фильтр может не поставляться в качестве запасной части, и вместо него в каталоге будет присутствовать топливный насос в сборе с фильтром.
Фольксваген Туарег бензин Корпус топливного фильтра
Замена топливного фильтра бензинового Volkswagen Tuareg пока не является обязательной. Однако найти его не так-то просто. Он расположен над топливным насосом и продается как отдельный элемент.
Какой топливный фильтр выбрать?
Очень важно подобрать топливный фильтр в соответствии с VIN-номером. Если этим пренебречь, то двигатель, скорее всего, будет работать неправильно и что-нибудь сломается. Если топливный фильтр от атмосферного двигателя с давлением 4 бар поставить на автомобиль с турбонаддувом, где давление должно быть 6,6 бар, то топливо будет идти прерывистой струйкой. На низких оборотах двигатель будет работать ровно, но при полной нагрузке смесь будет обедненной, а давление недостаточным. В определенных диапазонах оборотов блок управления двигателем попытается отрегулировать топливно-воздушную смесь, но при этом возникнут проблемы с повышением оборотов.
Опасности, связанные с неправильным выбором топливного фильтра
Если установить слишком мощный воздушный фильтр на двигатель, который не способен с ним справиться, форсунки будут подавать больше топлива, и смесь станет слишком богатой. Это может привести к детонации, когда топливно-воздушная смесь в цилиндре воспламеняется раньше, чем положено. Если компьютер автомобиля не обнаружит эту проблему, то двигатель может быть подвергнут серьезному ремонту.
К счастью, не всегда необходимо приобретать оригинальный фильтр — он может быть недоступен или слишком дорог. Как правило, существуют отличные альтернативы, поэтому для выбора оптимального варианта рекомендуется обратиться к специалисту на станции технического обслуживания.
Выбирайте тщательно
Если вы подбираете фильтр самостоятельно, избегайте дешевых моделей. У одной китайской марки есть серьезная проблема с клапаном регулировки давления — около 10% их фильтров издают громкий свист при работе топливного насоса. Неизвестно, могут ли они поддерживать необходимое давление, но люди быстро возвращают их обратно. Машина даже не доезжает до эвакуатора — водителю приходится искать способ доставить ее туда самостоятельно, что далеко не всегда приятно.
Когда менять топливный фильтр
Периодичность замены топливного фильтра определяется производителем автомобиля. Например, в Volkswagen Polo Sedan фильтр необходимо менять через каждое второе ТО или через 30 тыс. км пробега. Его расположение — в нижней части рядом с топливным баком — делает его достаточно легкодоступным. А вот у Kia Rio фильтр находится в корпусе топливного насоса в баке, что требует снятия и разборки топливного насоса для его замены. Тем не менее, регламентом предусмотрена периодичность в 60 000 км.
Техническое обслуживание дизельных двигателей коммерческих автомобилей
Когда речь идет о дизельных двигателях коммерческих автомобилей, регламент их обслуживания может отличаться от регламента обслуживания легковых автомобилей. Например, на дизельной версии Volkswagen Transporter T6 топливный фильтр необходимо менять не через каждые 40 тыс. км пробега, а через раз.
Информацию о сроках замены топливного фильтра необходимо искать в руководстве по эксплуатации автомобиля. Если такой информации нет, необходимо обратить внимание на характеристики автомобиля и работу двигателя.
В случае загрязнения топливного фильтра могут возникнуть определенные симптомы, которые могут служить предупреждающим знаком.
Проблемы с двигателем
Двигатель может начать троить, периодически глохнуть, испытывать проблемы с запуском после длительной стоянки. Кроме того, при подъеме на холм или под нагрузкой автомобиль может не тянуть, к этому добавляется вибрация и увеличение расхода топлива.
Лучше всего обратиться в автосервис для диагностики, но первое, что там предложат,— заменить топливный фильтр. Это следует сделать, чтобы исключить возможность простой неисправности, и, если потребуется, продолжить диагностику.
Будьте готовы к возможным трудностям.
Никогда не откладывайте замену топливного фильтра — следите за соблюдением норм, или меняйте его чаще, если вы заправляетесь в незнакомых местах.
При самостоятельной замене следует помнить, что это может быть не очень удобно, и могут возникнуть препятствия из-за мусора и ржавчины.
Цены на замену автомобильного фильтра
При замене автомобильного фильтра необходимо знать, сколько это будет стоить. Нередко самостоятельная замена фильтра обходится дороже, чем обращение к специалисту, а фильтры обычно необходимо менять каждые два года.
Не покупайте самый дешевый фильтр
При покупке фильтра не стоит останавливаться на самом дешевом. Проблемы с фильтром могут возникнуть не сразу, но когда вы находитесь далеко от дома, вам может понадобиться вызвать эвакуатор. Потратив время на приобретение более качественного фильтра, можно сэкономить много денег и хлопот.