Зачем пользоваться раскоксовкой двигателя и как правильно это делать

Коксование двигателя может помочь предотвратить образование поршневых колец, уменьшить износ цилиндропоршневой группы, снизить расход масла и многое другое. Мы расскажем, когда и как проводить коксование двигателя и всегда ли этот процесс полезен.

Коксование двигателя: Метод глубокой очистки

Коксование двигателя — это комплексная очистка деталей двигателя от нагара, шлама и других загрязнений, накапливающихся со временем. Современные двигатели вынуждены постоянно работать в тяжелых условиях и на низких оборотах, что повышает риск детонации топливно-воздушной смеси и неполного сгорания топлива. Процедура глубокой очистки обеспечивает дальнейшую эффективную и безопасную работу двигателя.

Углеродные отложения

В результате нагрева моторного масла и несгоревших частиц топлива на поршнях, клапанах и кольцах образуются углеродистые отложения, которые влияют на штатную работу двигателя. При большом количестве нагара происходит нарушение эластичности поршневых колец и, как следствие, снижение компрессии. Кольца перестают плотно прилегать к цилиндрам и не могут выполнять свои функции.

Коксование двигателя: Преимущества и способы выполнения

Коксование двигателя позволяет уменьшить последствия различных проблем, таких как неуверенный запуск, троение, падение мощности и подгорание масла. Она помогает уменьшить износ и является отличным средством для удаления вредных отложений с внутренних поверхностей двигателя.

Способы проведения коксования двигателя

Процесс коксования двигателя может быть выполнен как самостоятельно, так и с помощью специализированных сервисов. Для проведения процедуры могут использоваться специальные химические вещества, такие как растворители и высокоактивные растворители, иногда без необходимости разборки двигателя. Многие используют эти методы в профилактических целях.

В каких случаях требуется декоксование?

Для нормальной работы двигателя необходимы три основных элемента: подвижность поршневых колец, чистота камер сгорания и плотное прилегание клапанов. На относительно «новом» двигателе эти критерии выполняются вполне удовлетворительно. По мере накопления нагара в цилиндрах ситуация кардинально меняется — эффективность работы двигателя начинает снижаться.

Влияние поршневых колец на стенки цилиндров

Поршневые кольца, на которые возложена задача сжимать и удалять остатки масла со стенок цилиндра, вследствие закоксовывания застревают в канавках и перестают свободно перемещаться. Как следствие, снижается теплоотдача через кольца к стенкам блока цилиндров, что приводит к повышению температуры поршневых колец. Масло, которое должно было бы удаляться со стенок из-за затрудненной подвижности колец, вместо этого сгорает, что приводит к еще большему закоксовыванию двигателя и детонации в камерах сгорания.

Перегрев двигателя

Когда поршни и цилиндры забиваются нагаром, двигатель не может нормально охлаждаться и начинает перегреваться. Это может привести к значительному повреждению двигателя, поэтому необходимо как можно скорее принять меры.

Ускоренный износ

Из-за образования нагара стенки цилиндров изнашиваются, а поршни становятся неповоротливыми. Это приводит к ускоренному износу, к ослаблению клапанов, выходу из строя кислородных датчиков и каталитических нейтрализаторов.

Ухудшение эксплуатационных характеристик автомобиля

Накопление углеродистых отложений приводит к неэффективной работе двигателя и ухудшению его эксплуатационных характеристик. Это проявляется в снижении мощности, повышении расхода топлива и увеличении токсичности отработавших газов.

Профилактические меры

Чтобы предотвратить сильное загрязнение двигателя и своевременно очистить его от нагара, необходимо принимать профилактические меры. Для этого можно проводить регулярные проверки и техническое обслуживание двигателя, а также использовать присадки к топливу, способствующие разрушению отложений.

Профилактическое обслуживание — ключ к успеху

Специалисты отмечают, что на большинстве современных двигателей толстый слой углеродистых отложений образуется к 100–150 тыс. км пробега. Для поддержания оптимальных эксплуатационных характеристик важно регулярно очищать эти отложения, даже до того, как они достигнут этой отметки — примерно через каждые 30–50 тыс. км пробега. Щадящий подход позволяет избежать необходимости применения более жестких мер по удалению нагара. Большинство автомобилистов ждут появления признаков неисправности, прежде чем приступать к очистке от нагара, однако принятие профилактических мер позволяет избежать подобных проблем.

Причины коксования двигателя

Повышенный расход масла, сизые выхлопные газы, тяжелый нагар в выхлопе, ослабление мощности двигателя, вялая реакция на нажатие педали газа, неустойчивый пуск, повышенный расход топлива — все это является основанием для того, чтобы задуматься о раскоксовке двигателя. Эту процедуру можно использовать для профилактики, чтобы уменьшить коксообразование в камерах сгорания и продлить срок службы двигателя. Кроме того, к коксованию можно прибегнуть и в тех случаях, когда оно является очевидным источником неисправности двигателя и обильного выделения масляных паров.

Поможет ли в данной ситуации де-коксование?

Для ответа на этот вопрос необходим комплексный анализ, включающий видеоэндоскопию цилиндров для выявления степени износа цилиндро-поршневой группы, измерение степени компрессии для определения состояния поршневых колец, исследование системы вентиляции картера для выявления отложений и масла в системе, а также проверку компонентов масляной системы для выявления отложений.

Удаление закоксованности двигателя

Удалить нагар с двигателя без его разборки можно различными способами, как традиционными, так и современными. Для выполнения этой задачи вам понадобятся химическое чистящее средство, домкрат, свечной ключ и немного свободного времени. Для того чтобы химическое чистящее средство попало на детали, покрытые нагаром, необходимо обеспечить контакт между ними.

Устаревший, но неэффективный способ очистки баллонов

Для промывки цилиндров можно использовать керосин и бензин — этот способ известен с давних времен. Сначала необходимо прогреть двигатель автомобиля, затем вывернуть свечи зажигания и залить небольшое количество смеси в каждый цилиндр. После этого свечи зажигания вкручиваются обратно, создавая эффект «сауны». Чтобы смесь попала на поршневые кольца, одно из ведущих колес приподнимают домкратом и время от времени слегка проворачивают коленчатый вал. Если автомобиль имеет механическую коробку передач, то это можно сделать, переключившись на четвертую, пятую или шестую передачу и вручную проворачивая двигатель. При проворачивании коленчатого вала свечи зажигания должны быть вывернуты. После этого двигатель запускается стартером — скопившийся нагар и остатки смеси сгорают и выходят из выхлопной трубы.

Очистители растворителей для камер сгорания

Для очистки камер сгорания автотранспортных средств можно использовать растворители, представляющие собой смесь ароматических углеводородов, нафтенов, парафинов и ненасыщенных циклических углеводородов. Такое сочетание элементов эффективно для удаления масел, битума, каучуков и других химических веществ. Растворитель является основным компонентом большинства «профессиональных» чистящих средств, продающихся в автомагазинах.

Коксование на основе растворителей

Коксование на основе растворителей является значительно более эффективным средством борьбы с углеродистыми отложениями в камерах сгорания по сравнению с керосином. Для этого достаточно промыть систему в соответствии с инструкцией. Интересно, что обычный растворитель из хозяйственного магазина не сильно отстает от профессиональных промывок и стоит в несколько раз дешевле.

Димексид

Одним из самых мощных и в то же время опасных «домашних средств» является коксование димексидом. Речь идет о препарате диметилсульфоксид, который можно приобрести в любой аптеке. Это обезболивающее и противовоспалительное средство обладает необыкновенной способностью избавлять от любых отложений, включая самые стойкие и нерастворимые углеродные отложения.

Недостатки димексида

Основная проблема Dimexide заключается в том, что он растворяет не только углеродистые отложения, но и, например, краску, а также может повредить некоторые пластмассы. Это означает, что при его использовании достаточно высок риск удаления краски с внутренней поверхности поддона картера и последующего засорения фильтра масляного насоса и масляных магистралей. Поэтому обычно рекомендуется использовать промывку Dimexide только после полной разборки двигателя.

Очистка двигателя через масляную систему

Вместо того чтобы вводить активную химию непосредственно в цилиндры, при таком способе очистки двигателя она заливается в моторное масло. Затем масло циркулирует по масляной системе, устраняя отложения в каналах, маслосъемные и неполные компрессионные кольца, а также дренаж поршней. Такой подход выгоден для оппозитных и других двигателей с ограниченным доступом к цилиндрам, а также для двигателей с большим количеством отложений в масляной системе.

Система впуска

Система впуска — популярный выбор для очистки от нагара днищ поршней, компрессионных колец, клапанов и верхней части камер сгорания. Маслосъемные кольца при этом практически не страдают, так как не подвергаются полному закоксовыванию. В последнее время также применяется водородная очистка, которая эффективно переводит твердый углерод в газообразное состояние. К сожалению, кольца этим методом разрушить невозможно. Этот метод полезен только для сохранения нормальной компрессии и поддержания чистоты форсунок.

Стоимость коксования

Стоимость процесса коксования двигателя колеблется в зависимости от методики и используемых материалов. Самостоятельная работа обойдется примерно в 1–7 тыс. руб. Если вы предпочитаете использовать покупной продукт, то будьте готовы заплатить ~3–4 тыс. рублей. Однако важно помнить, что цена может отличаться в зависимости от выбранного сервисного центра.

Мгновенное коксование обязательно

Проведение процесса коксования непосредственно перед техническим обслуживанием является обязательным. Пренебрежение этой рекомендацией может привести к циркуляции активных компонентов, а также к растворению углерода в масляной системе, что приведет к повреждению деталей двигателя. На самом деле эффект от коксования больше, чем кажется на первый взгляд.

Поможет ли раскоксовка двигателя?

В некоторых случаях улучшить работу двигателя можно путем его тщательной и своевременной раскоксовки. Однако эффективность этого процесса не всегда гарантирована. Его успех определяется многими факторами, такими как способ очистки и используемый раствор, а также конкретной ситуацией, конструкцией агрегата и степенью его износа. Чаще всего удается улучшить компрессию, но не решить проблему сгорания масла: для этого недостаточно очистить маслосъемные кольца и дренажные отверстия поршней.

Коксование — возможные риски

Коксование может привести к пагубным последствиям, особенно при использовании димексида. Некоторые составы могут быть чрезвычайно агрессивными по отношению к покрытию поршня, маслу и уплотнениям. Поэтому перед очисткой необходимо ознакомиться с инструкцией. Хотя можно действовать на свой страх и риск, целесообразно иметь соответствующий опыт и знания. Частицы кокса могут повредить зеркало цилиндра или проскочить под клапан. Поэтому многие специалисты советуют не возиться с двигателем, используя экстраординарные методы. Разумнее отнести двигатель к полноценному специалисту — такой подход более плодотворен и гарантирует положительный результат.

Автомобили