Неэтилированный и этилированный бензин
В своей работе я столкнулся с термином «неэтилированный бензин» и захотел разобраться, в чем его отличие и для чего он может использоваться. Привычные для нас варианты топлива — Аи-92, Экто, ДТ и другие. Если посмотреть технические требования к современным автомобилям, то можно увидеть, что они, как правило, могут работать только на неэтилированном топливе, иначе существует полный запрет на использование этилированного. Несмотря на их схожесть, не все знают, в чем их различие и почему оно важно.
Переработка нефти: повышение октанового числа
Результат переработки нефти далек от желаемого: октановое число полученной смеси (переработанного топлива) обычно составляет от 56 до 60. Это даже близко не соответствует стандарту, например, 92-го бензина. Чтобы создать пригодное для автомобилей топливо, производители должны повысить октановое число смеси. Для этого существует две методики, первая из которых опасна и в настоящее время не используется. Вторая, более экологичная, является ответом на наш вопрос.
Этилированный бензин: Опасное топливо
Этилированный бензин — это топливная смесь, получаемая путем добавления в исходное топливо определенных присадок, например тетраэтилсвинца. Несмотря на эффективность такого способа получения топлива, он запрещен уже почти два десятилетия из-за его вредного воздействия на здоровье человека. Свинец, содержащийся в выхлопных газах, может оседать в легких и вызывать рак. Кроме того, этилированный бензин может серьезно повредить нейтрализатор выхлопных газов, который имеется в большинстве автомобилей. После одной заправки этилированным бензином нейтрализатор может выйти из строя, а датчик уровня кислорода перестанет правильно работать, что приводит к проблемам с иномарками. Как следствие, многие импортные автомобили при повреждении нейтрализатора (катализатора) отработавших газов работают неправильно или вообще не работают.
Неэтилированный бензин — экологически чистая альтернатива
Неэтилированный бензин является альтернативой традиционному бензину и содержит различные присадки, которые не только менее эффективны, но и более экологичны. При производстве этого топлива не используется свинец, что делает его более экологичным. Присадки, используемые в неэтилированном бензине, различаются в зависимости от производителя, но чаще всего в их состав входят спирты и эфиры, которые способствуют повышению октанового числа топлива.
Эта экологически чистая альтернатива не столь эффективна, как традиционный бензин, но она дает уверенность в том, что является более экологичным решением. Кроме того, каталитические нейтрализаторы большинства современных автомобилей могут проработать на неэтилированном бензине тысячи километров.
Нелетучий бензин: История
Несвинцовый бензин — это топливо, в состав которого не входит тетраэтилсвинец. Вместо этого в его состав входят спирт и дополнительные компоненты. В СССР ярким примером этилированного топлива был 93-й бензин, который был запрещен около двух десятилетий назад. В настоящее время в России используется только неэтилированный бензин. Источник этилированного топлива — это отдельная история.
Автомобильная промышленность и проблема детонации
В начале XX века, когда автомобильная промышленность только зарождалась, проблема детонации топлива в двигателях внутреннего сгорания стояла очень остро. Нефть после первичной переработки не имела достаточно высокого октанового числа, определяющего давление, необходимое для детонации. Обычно оно достигало лишь значения 60. Для большинства двигателей требуется октановое число не ниже 80–92. Вторичная очистка — процесс, используемый для повышения октанового числа,— была достаточно дорогой и сложной. Тогда производители задумались над тем, как повысить детонацию более экономичным способом.
В 1920-х годах компания General Motors нашла решение. Добавляя в топливо этиловые примеси (тетраэтилсвинец), они смогли значительно повысить октановое число. Вскоре после этого был создан завод по производству этилированного бензина. Он был намного дешевле обычного топлива, но при этом более ядовит. Этот факт долгое время скрывался.
Внедрение свинцового и неэтилированного бензина
На американском рынке, а со временем и в других регионах появились этилированный и неэтилированный бензин. Разница в цене была ощутимой. Вредное воздействие этилированного бензина держалось в секрете от общественности, что привело к росту его популярности, и вскоре он практически полностью вытеснил неэтилированный. Факты добавления тетраэтилсвинца в процессе производства, а также потенциально опасное воздействие на здоровье человека намеренно не разглашались, поскольку речь шла о получении огромных прибылей. Более того, случаи отравления парами на заводах, выпускавших этилированный бензин, не предавались огласке, а объяснялись как аварии на химическом производстве.
Изменения в использовании топлива с течением времени
Только спустя два десятилетия было окончательно доказано пагубное влияние этилированного топлива на человека и окружающую среду. Несмотря на это, полный отказ от производства этого топлива в Америке произошел лишь спустя еще три-четыре десятилетия. К началу 1980-х годов в США уже был введен запрет на производство двигателей, работающих на этом топливе, а еще через несколько лет этилированный бензин полностью исчез с автозаправочных станций. В Европе этилированный бензин запрещен с 2000 года, а в России — только в 2002 году.
Комментарии закрыты.