Автомобильный бренд Москвич

37

В ноябре 2022 года на бывшем заводе Renault в Москве состоялся дебют кроссовера «Москвич 3», который официально представил автомобильную марку «Москвич». Сборка новых моделей должна начаться в декабре 2022 года, а заниматься ею будет «Завод КИМ» — проект массового автомобиля.

Американо-советская автомобильная сделка

В 1929 г. Советский Союз и американская компания Ford Motor Company заключили соглашение о строительстве в Нижнем Новгороде автомобильного завода (впоследствии получившего название ГАЗ). Для его запуска были созданы два автосборочных завода, на которых собирались грузовые автомобили из машинокомплектов: Государственный завод № 1 в Нижнем Новгороде (позднее известный как Горьковский автобусный завод, ныне — Завод аппаратуры связи им. Попова) и Государственный завод № 2 в Москве. Столичное предприятие располагалось на Остаповском шоссе (ныне Волгоградский проспект) рядом с Московской окружной железной дорогой. В 1930-е годы оно занималось сборкой легковых автомобилей ГАЗ-А и грузовиков ГАЗ-АА, используя сначала американские, а затем советские комплектующие.

Государственный автосборочный завод, названный в честь Коммунистического Интернационала Молодежи (КИМ)

В 1939 г. завод ГАС был выведен из эксплуатации и получил название «Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодежи» (КИМ). Для завода был разработан субкомпактный автомобиль КИМ-10 с металлическим полунесущим кузовом, созданный по образцу американского автомобиля Ford Prefect. К началу войны было выпущено всего 300 автомобилей, а начало серийной сборки предполагалось 1 августа 1941 года.

Эвакуация и производство

Вскоре после начала Великой Отечественной войны завод КИМ был переведен в Свердловск для начала производства легких танков Т-60 и Т-70. 23 мая 1945 г. Совет Народных Комиссаров издал постановление о прекращении строительства автозавода для выпуска малогабаритной техники на базе КИМа. Предприятие получило название ЗМА (позднее МЗМА).

Запуск КИМ-10 отложен

Сначала предполагалось, что КИМ-10 начнет сходить с конвейера. Но в августе 1945 г., по слухам, в дело вмешался лично И. В. Сталин, который решил выпустить копию автомобиля Opel Kadett K38, выпускавшегося в Германии в 1937–1940 гг.

Некоторые исследователи утверждают, что необходимые документы и оборудование для начала производства автомобиля были вывезены с оккупированных Германией территорий. С другой стороны, в других источниках утверждается, что машина была разработана с нуля на основе существующих моделей и пресс-форм.

Москвич-400

В 1946 году автомобильКадетбыл переименован вМосквич-400. Это был 5-местный седан с передним расположением двигателя и задним приводом. Его четырехцилиндровый двигатель М-400 развивал мощность 23 л. с. На базе этой модели выпускались также кабриолет, фургон и пикап.

В 1954 году был выпущенМосквич-401с более мощным двигателем в 26 л. с. Всего было выпущено около 234 тыс. таких автомобилей. Первое поколениеМосквичейстало первым серийным автомобилем, предназначенным для личного пользования в СССР.

Второе и третье поколения

С 1956 по 1965 год на МЗМА выпускалось второе поколение «Москвичей». К этому поколению относились модели 402, 403, 407 и их производные. Конструктивное сходство с первым поколением было весьма заметным, но оно имело кузов понтонного типа и внешне очень напоминало более высококлассный автомобиль ГАЗ-21 «Волга». Всего было выпущено более 553 тыс. единиц.

История участия российских автомобилей в международных ралли

Появление российских автомобилей в международных ралли началось с автомобиля «Москвич-407». За ним в период с 1964 по 1988 год последовали «Москвич-408» третьего поколения, «Москвич-412», «Москвич-2140» и другие варианты, отличавшиеся более современным дизайном. В 1968 году автозаводу было присвоено название «Автомобильный завод имени Ленинского комсомола» (АЗЛК). Впоследствии «Москвич-412» стал производиться на Ижевском автомобильном заводе, входящем в структуру Министерства обороны СССР, что привело к появлению «Ижа» как отдельной марки. Кроме того, «Москвичи» собирались из советских комплектов в Болгарии на Балканском заводе в Ловече и в Бельгии на совместном предприятии Scaldia-Volga в Брюсселе. В отдельные годы более половины советского производства «Москвичей» уходило на экспорт, в результате чего общее количество машин третьего поколения составило 3,2 млн. единиц.

Четвертое поколение, конец деятельности

В 1986 г. АЗЛК (позднее ставший ОАО «Москвич») начал выпуск переднеприводного автомобиля «Москвич-2141» с кузовом хэтчбек. Эти автомобили продавались за рубежом под маркой Aleko. На них устанавливались устаревшие на тот момент двигатели Волжского автомобильного завода (ВАЗ). К сожалению, в начале 90-х годов из-за отсутствия государственного финансирования производство стало сворачиваться. Несмотря на выпуск модернизированных серий («Князь Владимир», «Иван Калита», «Святогор») и установку более мощных французских двигателей Renault, после дефолта 1998 года ситуация не улучшилась.

Производство и наследие АЗЛК

4 марта 2002 года производственная линия АЗЛК остановилась, что привело к закрытию предприятия. В конечном итоге предприятие было ликвидировано в 2010 году в результате процедуры банкротства. Всего на предприятии было выпущено около 716 000 автомобилей четвертого поколения. На месте бывшего АЗЛК был построен новый автомобильный завод Renault и технополис «Москва». В 2016 году Renault Россия зарегистрировала в Роспатенте логотипы АЗЛК, «Москвич» и «Москвич», срок действия которого истекает в 2025 году.

Московский автомобильный завод переходит в собственность города

16 мая 2022 г. мэр Москвы Сергей Собянин объявил, что московский автозавод Renault официально переходит в собственность города. Кроме того, на заводе будет возрождена историческая марка автомобилей «Москвич». Основным технологическим партнером предприятия был объявлен КАМАЗ.

Начало производства

23 ноября 2022 года на заводе началось крупносерийное производство автомобилей. До конца года планировалось собрать 600 автомобилей, 400 из которых были электрическими. В 2024 году параллельно с крупноузловой сборкой должна была начаться мелкоузловая.

Движение к самодостаточности

В материалах, представленных на заводе, указывалось, что в 2024 году выпускаемые автомобили начнут использовать аккумуляторы собственного производства. Кроме того, в 2025 году москвичи получат доступ к электродвигателю, аккумулятору и бортовому зарядному устройству, произведенным в Москве.

Комментарии закрыты.