Бензин что такое, состав, как получают, марки
Бензин — это топливная смесь, получаемая из нефти, используемая с XX века. В настоящее время его качество в сопоставлении с первоначальными видами топлива в десятки раз повышено, а производственные нормы регулируются по ГОСТам, учитывая экологическую безопасность.
Опасность использования бензина низкого качества
Использование бензина низкого качества может привести к последствиям для автомобиля и окружающей среды. Чтобы избежать нежелательных последствий, лучше заправляться на сомнительных АЗС.
Состав и марка бензина
Состав этого вида топлива всегда сложен и многокомпонентен — несколько тяжелых и легких фракций нефти, а также различные кислотосодержащие компоненты. Для определения качества бензина оцениваются его физико-химические свойства. Тем не менее, бензин всегда производится исключительно из нефти. Кроме того, происхождение и расположение нефтяных месторождений отчасти влияет на получение конечного продукта. Например, сырье российских месторождений часто имеет повышенное содержание серы. Эта особенность сырья требует дополнительной фильтрации фракций — согласно международным экологическим стандартам, содержание серы в готовом бензине должно быть снижено до минимального уровня.
Производство бензина
Получение топлива из нефти представляет собой сложный, многоступенчатый технологический цикл. Если не учитывать непосредственную добычу и транспортировку сырья на предприятие, то началом производства бензина, как конечного продукта, можно считать отбор проб из нефти. Этот этап важен для получения информации об элементном и групповом составе, плотности нефти — наличие различных соединений в сырье всегда нестабильно и определяется расположением скважин.
После определения концентрации элементов и соединений нефть направляется на многоступенчатый технологический процесс очистки, перегонки, крекинга при высоких температурах и риформинга. Бензин с одним из октановых чисел получается после обработки смеси на газофракционирующей установке, где регулируется содержание изобутана и пропана в топливной смеси.
Требования к Качеству Автомобильного Бензина
В связи с запретом в России и большинстве стран мира тетраэтилсвинца этилированных бензинов, параметры качества для оценки неэтилированных горючих марок были выдвинуты. Химические и фракционные характеристики этого бензина, полученного в процессе многоступенчатой переработки, представлены в трех ГОСТах и ТУ.
При оценке качества автомобильного и мотоциклетного бензина учитываются параметры, основываясь на октановом числе горючего.
Межгосударственный стандарт для стран СНГ: ГОСТ 2084−77
ГОСТ 2084−77 является межгосударственным документом для стран СНГ, причем в Российской Федерации он применяется только для бензина АИ-76.
ГОСТ Р 51105−97
ГОСТ Р 51105−97 — стандарт, основанный на стандарте EN 228–1993, распространяется на бензины Нормаль-80 и Регуляр-92, которые принято называть АИ-80 и АИ-92.
ГОСТ Р 51866−2002
ГОСТ Р 51866−2002 основан на стандарте EN 228–2004 и распространяется на бензины с октановым числом 95 и 98, а именно Premium Euro-95 и Super Euro-98, включая их разновидности.
GOST 32513−2013: Параметры и классификация бензинов
ГОСТ 32513−2013 является основой для анализа новых видов бензина, таких как ЭКТО-100 (Pulsar 100, Ultimate 100 или AI-100), а также более мощного 100+ с октановым числом 102 (C-102) и 105. Последние два сорта идеально подходят для гоночных автомобилей, суперкаров и гибридных двигателей, хотя в качестве обычного топлива они пока не популярны.
Дифференциация бензина по октановому числу, топливной экономичности и качеству
Бензин различается по октановому числу, топливной экономичности и качественным параметрам в зависимости от конструктивных особенностей двигателей и коробок передач. На автозаправочных станциях предлагаются различные марки топлива.
Наиболее распространенной системой классификации бензина является октановое число. Эта величина позволяет судить о способности топлива противостоять детонации при сжатии в камере сгорания. Чем выше октановое число, тем выше степень сжатия, что приводит к более плавному и эффективному сгоранию топливно-воздушной смеси.
Определение октанового числа
Октановое число топлива определяется путем лабораторных, исследовательских и моторных испытаний с использованием современных приборов, позволяющих воспроизвести условия «городской» езды (исследовательский метод на пониженных оборотах двигателя) и пиковой мощности двигателя (моторный метод). В упомянутом выше ГОСТе указаны все официальные марки бензина с различными октановыми числами. По состоянию на апрель 2003 года на российских АЗС предлагается 4 марки топлива, что предусмотрено № 34-ФЗ от 22.03.2003.
Состав топлива
АИ-80, также известный как А-76, Н-80 или бензин Нормаль-80 в тексте ГОСТ Р 51105−97, является одним из видов топливной композиции. АИ-92 в том же документе обозначается как Регуляр-92. АИ-95 в ГОСТ Р 51866−2002 обозначается как Премиум-95, или Премиум-Евро-95. Последний вид, АИ-98, в том же ГОСТе обозначается как Супер-98 или Супер-Евро-98.
Цифровая цифра в названии топлива указывает на его рейтинг экологической безопасности. Чем выше цифра, тем экологичнее состав топливно-воздушной смеси.
Другой текст
В России запрещены экологические категории бензина К1, К2 и К3, а производство К4 либо прекращено, либо практически не ведется. Однозначного мнения о том, какое топливо лучше, не существует, поэтому решение вопроса о том, какое топливо лучше для двигателя и бюджета, лучше оставить производителю автомобиля. На современных автомобилях минимальное октановое число для рекомендуемого бензина можно найти на внутренней стороне крышки топливного бака.
Выбор бензина для вашего двигателя
Выбор бензина зависит от конструкции и мощности двигателя; более высокое октановое число не обязательно означает лучшую работу клапанов. Для двигателей со средними характеристиками, литражом и оборотами оптимальным топливом является АИ-95. Напротив, для двигателей с турбонаддувом и гибридных двигателей будет полезно топливо с октановым числом 98, например, спортивное топливо или октан-корректоры.
Заблуждения о бензине
Многие люди имеют неверные представления о том, как правильно выбирать бензин. Чтобы выбрать наиболее безопасный сорт, необходимо руководствоваться регламентом Таможенного союза ТР ТС 013/2011. Согласно этому регламенту, при производстве бензина в его состав не могут входить такие соединения, как железо, свинец или марганец. Это же правило действует и при добавлении присадок непосредственно в бак автомобиля. Таким образом, вы можете быть уверены, что используете самый безопасный бензин.
Опасайтесь монометиланилинов
Автовладельцам следует быть осторожными при обнаружении монометиланилинов (N-метиланилина). Это химическое соединение часто используется для усиления противоударных свойств бензина. Исследования утверждают, что его октановое число составляет 280.
Однако отрицательное влияние N-метиланилина на состав бензина неоспоримо. Он может плохо растворяться в бензине, что может привести к образованию смол и повышенному износу деталей двигателя. Это может доставить немало проблем владельцам автомобилей.
Присадки на основе трет-бутилметиловых эфиров — МТБЭ
В ТР ТС 013/2011 отмечается, что использование присадок на основе трет-бутилметиловых эфиров — МТБЭ — более благоприятно для бензина и двигателей. Эти соединения обладают октановым числом 115–135, проверенным по соответствующей методике, и не являются вредными. Кроме того, они способствуют равномерному сгоранию топлива и снижают опасность коррозии.
Промышленное производство бензина позволяет комбинировать присадки, но для получения стабильного результата смешивание различных фракций должно производиться в регламентированном режиме, на специальном оборудовании.
Приносят ли пользу октаноповышающие добавки?
Нет, они не обязательны, если топливо соответствует требованиям двигателя и рекомендациям производителя. Более того, использование таких присадок может ухудшить работу двигателя внутреннего сгорания. Альтернативным вариантом могут быть катализаторы для регенерации газа.
Потенциальные проблемы от отказа от использования октаноповышающей присадки
Если на автомобиле установлен двигатель, работающий на бензине АИ-95 или АИ-98, а в продаже нет ни того, ни другого, необходимо использовать корректор в виде октаноповышающей присадки. В противном случае произойдет сбой в работе датчика детонации, что приведет к изменению опережения зажигания. Это может привести к снижению мощности двигателя, а в худшем случае — к детонации, прогару поршней и даже отказу двигателя.
Недобросовестные продавцы бензина
Несмотря на предупреждения о недопустимости использования присадок, некоторые продавцы автомобильного топлива считают, что они могут подмешивать в него все, что им заблагорассудится. Это может привести к тому, что автовладельцы невольно заливают в свои баки топливо с поддельными присадками и впоследствии сталкиваются с проблемами в работе двигателя.
Безопасный качественный бензин
Приобрести лучший бензин очень важно, а чтобы гарантировать высокое качество продукта, рекомендуется заправляться на станциях официальных производителей с известным именем и широкой сетью. На таких станциях на каждую партию топлива предоставляются паспорта качества и записи. Найти ближайшую сертифицированную АЗС, даже находясь в другом городе, можно с помощью карты АЗС, входящих в программу, объединяющую надежный альянс производителей, поставщиков и продавцов горюче-смазочных материалов.
Бензин: Смесь алифатических углеводородов
Бензин — это смесь различных алифатических углеводородов, представляющих собой молекулы, состоящие из углерода и водорода, соединенных в цепь. Независимо от состава смеси, ароматические углеводороды, содержащие кольцевые структуры и другие виды замкнутых элементов, в нее не входят. Эти образования очень прочны и трудноразрушимы. Бензин — летучий продукт, поэтому он не содержит ароматических связей.
Что входит в состав бензина?
Помимо набора алифатических углеводородов, бензин содержит различные присадки и компоненты, улучшающие и сохраняющие его свойства. Кроме того, в бензине присутствуют загрязняющие вещества, образующиеся в процессе производства, такие как соединения свинца, серы, азота, кислорода и т. д. В целом химическая формула бензина и его состав достаточно сложны.
Маркировка бензина в России
Согласно ГОСТ Р 54283−2010, маркировка бензинов в России основана на их октановом числе, которое определяется либо исследовательским, либо моторным методом. В маркировке бензина буквы и цифры обозначают: А — автомобильный бензин; А — октановое число определяется исследовательским методом; При отсутствии символа — Моторный; 80, 92, 95, 98 и т. д. — собственно октановое число.
Диапазон 2–5 — это экологическая классификация
АИ-95/4 — это обозначение топлива с октановым числом 95, полученное опытным путем, и относящееся к экологической категории 4.
Каков состав бензина?
На вопрос о точной химической формуле бензина ответить непросто, поскольку топливо представляет собой смесь, состоящую из нефтяных фракций, испаряющихся при температуре 30–200 °С, а также различных загрязняющих веществ и присадок. Большую часть углеводородных компонентов составляют углеводороды С6-С9.
Для чего используется бензин?
Бензин используется главным образом в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания, в том числе автомобильных, авиационных, ракетных и специализированных машин. Кроме того, он используется как растворитель, горючее, а также как сырье для производства парафина и других продуктов нефтехимии.
Комментарии закрыты.