Производство бензина в России

17

Нефтеперерабатывающие заводы в России

В России насчитывается около 30 крупных и 80 мелких нефтеперерабатывающих заводов. В 2022 году объем переработки нефти на этих заводах снизился на 3,5 % по сравнению с предыдущим годом, составив 276 млн тонн. Несмотря на это, производство автомобильного бензина выросло на 3,6 %, составив 42,3 млн тонн, а дизельного топлива  —  на 5,4 %, до 84,7 млн тонн. Производство мазута, напротив, сократилось на 6,9%, составив 41,3 млн тонн.

Снижение запасов нефти в России

За последнее десятилетие запасы нефти в России значительно сократились: с 28 миллиардов тонн до 19 миллиардов тонн.

Производители бензина

Производством бензина в России занимаются как государственные, так и частные компании. К основным предприятиям, выпускающим это топливо, относятся:

  • Газпром нефть: Ведущий производитель нефти. Газпром нефть — ведущий производитель нефти в России, способный перерабатывать более 40 миллионов тонн нефти в 2021 году. Объем добычи углеводородов оценивается примерно в 101 млн тонн.
  • Роснефть: мощность 94,4 млн тонн. Ожидается, что в 2023 году «Роснефть» будет перерабатывать в общей сложности 94,4 миллиона тонн нефти.
  • Лукойл: мощность 80,4 млн тонн. Суммарная мощность всех НПЗ «Лукойла» в 2021 году составит 80,4 миллиона тонн.

Продукция этих нефтяных гигантов обеспечивает потребности населения и промышленности страны большим количеством бензина.

Ведущие производители топлива в России

Татнефть, «Славнефть» и «Сургутнефтегаз» —  одни из крупнейших российских нефтегазовых гигантов. Эти компании располагают собственными мощностями по производству бензина и других производных нефти. Ниже перечислены пять крупнейших производителей топлива в Российской Федерации, которые вносят значительный вклад в развитие как внутреннего, так и внешнего рынков.

  • Нижегородский нефтеперерабатывающий завод. Нефтеперерабатывающий завод принадлежит ПАО «Лукойл». Он способен перерабатывать до 17 миллионов тонн сырья в год, производя разнообразные нефтепродукты, такие как газовое и авиационное топливо, а также смазочные материалы. Кроме того, предприятие специализируется на выпуске более 50 видов нефтепродуктов, включая автомобильное, авиационное и дизельное топливо, а также нефтяной битум и другие востребованные товары.
  • Омский нефтеперерабатывающий завод. Принадлежащий компании «Газпромнефть», завод в 2020 году запустил современный комплекс по производству катализаторов нефтепереработки. Катализаторы нефтепереработки используются для ускорения или усиления химической активности в процессе переработки нефти. Проект настолько важен и привлекателен для отрасли, что Министерство энергетики РФ присвоило ему статус национального. По прогнозам, его годовой оборот составит более 1,5 миллиарда рублей, появятся новые рабочие места и увеличатся налоговые поступления.
  • Рязанская нефтеперерабатывающая компания (РНПК). Мощность компании по переработке нефти составляет около 17–18 млн тонн в год. РНПК производит широкий спектр нефтепродуктов, таких как дизельное топливо, реактивное топливо и битум. Компания является лидером в области современных технологий и соблюдает строгие нормы экологии и безопасности. Оператором предприятия является компания «Роснефть».
  • Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез (Ярославнефтеоргсинтез). Ярославнефтеоргсинтез способен перерабатывать до 15 миллионов тонн нефти в год. Компания специализируется на производстве топлива и масел. Также выпускает широкий ассортимент нефтепродуктов, таких как масла, битумы, парафиновые продукты, сжиженные газы, ароматические углеводороды, а также топочный мазут.
  • ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка  —  переработка нефтепродуктов. На данном предприятии перерабатывается смесь сернистых нефтей из Западной Сибири и Поволжья. Основным рынком сбыта нефтепродуктов является Южный федеральный округ. Кроме того, часть продукции отправляется за рубеж. Мощность завода составляет более 14 миллионов тонн нефти в год. Завод выпускает широкий ассортимент продукции: дизельное топливо, авиакеросин, моторные масла, битум и многое другое.

Бензин: из чего он состоит?

Бензин производится из сырой нефти, которую добывают с помощью буровых установок. Затем нефть транспортируется и перерабатывается. Для получения бензина смешиваются различные виды нефти, такие как:

  1. Urals  — это сочетание нефти из разных регионов России, включая тяжелую и высокосернистую нефть из Урала и Поволжья, а также легкую нефть из Западной Сибири. Все это смешивается в системе трубопроводов.
  2. Siberian Light. Легкая нефть с низким содержанием серы, добываемая в Западной Сибири, называется Siberian Light.
  3. Sokol. Сокол — легкая нефть с низким содержанием серы, добываемая в Хабаровском крае.
  4. Витязь. Витязь  —  малосернистая легкая нефть, схожая по составу с оманской. Добывается на острове Сахалин.
  5. ARCO. Сорт густой нефти с высоким содержанием серы добывается на арктическом шельфе (Приразломное месторождение).

Технология производства бензина

После доставки на предприятие, транспортным средством или по трубопроводу, нефть помещается в отстойник. Это необходимый этап, так как сырье может быть неоднородным с высоким содержанием посторонних примесей, если его не отстоять.

Производство бензина

Следующий этап — первичная очистка топлива. Сырая нефть обычно содержит большое количество солей, и для их удаления ее смешивают с водой и помещают в специальную установку. В установку подается ток, в результате чего соли отделяются от нефти, а вода испаряется.

Процесс первичной дистилляции

Сначала насос выкачивает масло, которое затем проходит через систему нагрева с индивидуальными теплообменниками и достигает температуры 130°C. После этого горючая жидкость направляется в установку ELOU для отделения воды и солей от масла. Затем материал нагревается до 250°C и поступает в колонну доочистки. Наконец, очищенное масло повторно нагревается и подается в атмосферную колонну.

Фракционная дистилляция

Нефть разделяется на различные фракции в зависимости от температуры кипения углеводородов. В результате дистилляции получаются такие светлые нефтепродукты, как бензин, керосин, газойль и лигроин. Остаток от перегонки (мазут) подвергается дальнейшей переработке.

Риформинг

Риформинг подразумевает изменение структуры углеводородов, содержащихся в нефти. Существует несколько типов риформинга:

Термический крекинг

При температуре 700°F и выше нефть нагревается, в результате чего парафиновые, нафтеновые и ароматические углеводороды начинают разлагаться. В результате образуются бензин, газ, кокс и ненасыщенные углеводороды.

Каталитический крекинг

При каталитическом крекинге вместо высоких температур используются специальные вещества — катализаторы. Этот вид крекинга обеспечивает глубокую переработку нефтяных фракций, в основном керосина и газойля. В результате получаются газы, на 90% состоящие из ненасыщенных углеводородов, легкий и тяжелый газойль, авиационное и высокооктановое топливо (с содержанием бензола не более 1%).

Повышение октанового числа топлива

Октановое число топлива  —  показатель его способности противостоять детонации при работе двигателя. Это достигается путем риформинга, который представляет собой процесс под высоким давлением и температурой. На одной из стадий образуется газообразный водород, что приводит к получению более чистого топлива и повышению его выхода. Риформинг может быть каталитическим, термическим или гидроформингом. Одним из главных преимуществ риформинга является то, что он значительно повышает октановое число бензина, делая его идеальным для современных двигателей внутреннего сгорания.

Полимеризация

Полимеризация позволяет получать жидкие бензиновые фракции из олефинов. Октановое число можно повысить с 80 до 82, что способствует увеличению объема топлива.

Алкилирование

Полиформные олеофилы и изобутан могут быть соединены для получения более тяжелых изопарафинов с помощью катализатора. Этот процесс является рискованным и должен проводиться с особой осторожностью для обеспечения безопасности и соблюдения экологических норм из-за высокого давления и коррозийных катализаторов.

Изомеризация: ключ к высокооктановому сырью

С помощью катализаторов, таких как хлорид алюминия, изомеризация позволяет получать высокооктановое сырье. Как правило, линейные углеводороды (н-парафины) преобразуются в их изомерные формы  —  молекулы с идентичной молекулярной формулой, но с различной структурой.

Процесс изомеризации позволяет снизить выбросы вредных веществ, так как разветвленные углеводороды сгорают более чисто, чем их линейные аналоги.

Сложность получения бензина

Сложность получения бензина

Производство бензина требует сложного процесса перегонки и очистки легких фракций нефти, содержащих особые углеводороды этого топлива. Это делается для того, чтобы удалить все примеси и получить в итоге чистый состав, пригодный для использования в повседневной жизни.

Дифференциация бензина

Различия между видами бензина проявляются в их октановом числе, составе, сезонности, присадках, соответствии экологическим нормам, маркировке и способе производства. О методах производства и октановом числе мы уже говорили, но давайте рассмотрим другие различия.

Состав топлива

Химический состав топлива не всегда одинаков. Это влияет на октановое число, а также на экологические характеристики. Оно может содержать ароматические углеводороды, олефины, серу и другие элементы.

Улучшение характеристик с помощью присадок

Для улучшения эксплуатационных характеристик бензина используются присадки, которые улучшают работу двигателя и препятствуют накоплению отложений в нем. В состав присадок могут входить антиоксиданты, антиблокировочные, моющие и другие вещества.

Экологические нормы

Экологические нормы могут варьироваться в зависимости от региона и постоянно корректируются в соответствии с ужесточающимися требованиями. Эти нормы касаются количества серы, уровня испарения, ароматических углеводородов и олефинов, оксигенатов, еврорегламента и снижения содержания свинца.

Сезонные колебания

Летние и зимние виды топлива имеют разный состав. Зимнее топливо более летучее, чтобы облегчить запуск двигателя при низких температурах.

Идентификация бензина

В разных странах используются различные условные обозначения, например октановое число (92, 95, 98 и т. д.) или система AKI (RON и MON) в США. При выборе топлива необходимо учитывать рекомендации производителя, климат и экологические нормы местности.

Комментарии закрыты.